«Я поместил американскую красотку в социальный плакат»
Нижегородский художник Валерий Барыкин прославился особым стилем рисования под названием «советский пин-ап». (Пин-ап – американский поп-арт, искусство настенного плаката с полуобнаженными девушками на нем. Происходит от англ. to pin up – прикалывать, приколотый к стене. Из русскоязычного современного жаргона сюда подошло бы словечко «прикалываться».) «Московская перспектива» решила выяснить, как художник пришел к этому творческому направлению и почему в его произведениях так много строительной тематики.
Для начала хотелось бы узнать, как вы пришли к советскому пин-апу?
– Прежде всего я отчасти являюсь советским человеком, так как родился еще в Советском Союзе. Поэтому мне было близко искусство социалистического реализма: эти работы я впитал еще с детства. А уже с приходом перестройки и приоткрытием «железного занавеса» я узнал классический американский пин-ап. Мне были интересны всякие постмодернистские штучки, захотелось смешать и то и другое. Сначала это была чисто коллажная работа – я поместил американскую красотку в социальный плакат. Это показалось мне интересным, и я продолжил экспериментировать в этом ключе.
У вас на плакатах довольно часто появляются строители. Почему?
– Когда появились мои первые работы, я работал в рекламном агентстве. Мы решили предложить строительной компании сделать календарь. Им идея понравилась, и я сделал первый календарь для нижегородского строительного холдинга. А потом меня заметила питерская строительная компания, и я сделал второй. Так что строительная тема для меня была одной из центральных какое-то время.
А сейчас какая тема у вас центральная?
– Сейчас я продолжаю работать над советским пин-апом. Основной темы нет, делаю все, что нравится. Занимаюсь рекламными проектами. Один из последних – серия работ для крупной сети магазинов бытовой техники и электроники. А также достаточно известная серия для пива.
У вас была выставка в Нью-Йорке – эта территория гораздо ближе к пин-апу. Откуда берете идеи для своих рисунков, находясь в России?
– Из своей жизни. Например, очень люблю смотреть кино – как старое советское, так и современное американское. Все это во мне перемешано. Конкретного рецепта нет – это что-то такое сиюминутное.
А какие именно фильмы смотрите?
– В основном все-таки советские. Иногда даже идеологические – мне нравится их наивность. Они смотрятся достаточно нелепо из-за своей «двинутости» на идеологии. Но при этом они как-то свежи. Бывает, появляются мысли, что нам недостает того энтузиазма, может, даже той наивности, потому что люди сейчас стали настолько циничны, что это мешает воспринимать новое, удивляться.
Серьезных противников вашего творчества нет?
– Разные бывают люди: кому-то совсем не нравится, кому-то очень нравится. У всех разное мировоззрение и разное чувство вкуса и юмора. Некоторых почему-то очень задевает, кто-то говорит, что такого не было в СССР, кто-то говорит, что так и было. У нас просто сейчас принято, чтобы все сексуальные пристрастия были наружу, а тогда это скрывалось. Поэтому считалось, например, что в СССР секса нет.
Вы же еще занимались когда-то перфомансами.
– Да, свою творческую деятельность я начинал совсем в других направлениях. Это была живопись и графика. У нас в Нижнем Новгороде было объединение художников: нас было трое, иногда к нам присоединялся еще кто-то. Сейчас я понимаю, что мы скорее всего просто хотели привлечь к себе внимание и проводили акции, которые сейчас не имеют для меня никакого значения.
А что вы в детстве рисовали?
– Мне нравились батальные сцены – солдатиков рисовал, и все такое. Потом я хотел стать дизайнером автомобильных кузовов, но в Советском Союзе это было не особо востребовано, а потом это прошло. Какое-то время я пытался писать картины в стиле символизма, декоративизма. На меня оказывала влияние смесь парижской школы: Пикассо, Шагала, Шемякина, Целкова. А потом я постепенно пришел к советскому пин-апу.
Кто-то еще в России работает в схожем стиле?
– Термин «советский пин-ап» достаточно распространен. Есть ряд авторов, работающих в этом стиле. Особенно популярным он стал на упаковках масла, пельменей, других продуктов. Это ведь расхожий прием для рекламы – везде совать девушек. Поэтому советский пин-ап подхватили ребята, считающие себя способными работать в этом направлении. Но у них это не творческое направление, а просто реклама. Не знаю, можно ли серьезно к этому относиться.
А сами вы не хотели уйти в свободное творчество и не работать на рекламу?
– От настроения зависит. Сейчас действительно больше хочется только творчеством заниматься. Начал работать над тем же советским пин-апом в технике масляной живописи по холсту.
А обычно как?
– Обычно фотошоп и графический планшет.