От Наркомата до высотки - Московская перспектива
От Наркомата до высотки

От Наркомата до высотки

От Наркомата до высотки
От Наркомата до высотки
130 лет назад родился архитектор Лев Руднев

Каждому москвичу известны здания, построенные Львом Рудневым (1885–1956), – это Военная академии им. Фрунзе на Девичьем Поле, корпус Министерства обороны в Колымажном переулке, «генеральский» жилой дом на Садовой-Кудринской улице. И конечно же, высотное здание Московского государственного университета, которое Руднев проектировал с группой соавторов. Он много строил в Ленинграде, Баку, Одессе и других городах СССР. Лев Владимирович Руднев – безусловный классик отечественной архитектуры, о нем написаны статьи и монографии, а на московском доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Мэтр «сталинского стиля» и главный специалист по военному строительству начинал со зданий, куда менее пафосных. После окончания Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге (его учителями были Леонтий Бенуа и Иван Фомин) молодой зодчий спроектировал деревянный павильон для выставки в городке Опочке на Псковщине. А в 1913 году Руднев работал на строительстве церкви-школы в селе Селезневке Екатеринославской губернии.

Тяга к монументализму стала отчетливее проявляться в работах, выполненных после 1917 года. В Петрограде на Марсовом поле по его проекту был сооружен памятник «Борцам революции».
Первой попыткой завоевать столицу для него стало участие в конкурсе на проект Дворца культуры Пролетарского района, ныне известного как ДК ЗИЛ. В работах того времени, как пишет историк Дмитрий Самин, «раскрылся большой диапазон дарования Руднева, сумевшего свободно перейти от романтически приподнятых композиций первых лет революции к проектированию сложнейших функционально насыщенных комплексов». Вскоре в соавторстве с Владимиром Мунцем он разработал проект здания Военной академии им. Фрунзе. В конкурсе участвовало немало известных архитекторов – от неоклассиков до конструктивистов. Жюри отдало победу Рудневу и Мунцу – в том числе и потому, что их градостроительный замысел был органично слит с архитектурно-художественным образом самого сооружения. Постройка воплощает силу и спокойствие, готовность к движению, собранность, напряженность.

Здание Народного комиссариата обороны близ Гоголевского бульвара должно было стать частью большого комплекса военного ведомства с доминантой – грандиозной аркой, обращенной к Арбатской площади. Однако была реализована только первая часть плана: по проекту Руднева в Колымажном переулке в 1938 году возвели узкий протяженный корпус с высокой четырехгранной башней, декорированной советской и военной символикой. «В наружную стену корпуса вмонтирован рельеф со стилизованным изображением танков и пятиконечной звезды. Подчеркнуто героизированный и неприступный вид зданию придают облицовка стен квадрами гранитного руста и «утопленные» в теле стены квадратные проемы окон. Несколько усложненная стилизация традиционных форм отличает ярко индивидуальный почерк Л.В. Руднева, ищущего новой выразительности в стиле ар-деко», – читаем в архитектурном справочнике. Еще одно большое здание для Наркомата обороны Руднев спроектировал на Фрунзенской набережной, неподалеку от Хамовнических казарм 1807 года. Постройка была завершена уже после войны.

В тот период Руднев работал на восстановлении городов, пострадавших от войны. А летом 1948-го, после внезапного отстранения от работы Бориса Иофана, возглавил коллектив архитекторов и инженеров, занимавшихся разработкой проекта высотного здания МГУ. В короткие сроки проект был доработан и завершен, одобрен лично Сталиным, и уже в начале 1949 года на Ленинских горах закипела работа. Для строительства самого высокого здания в Европе привлекли более 15 тысяч рабочих (по большей части заключенных), от линии Киевской железной дороги к стройплощадке подвели несколько грузовых веток общей протяженностью 11 км. Высотка побила сразу несколько рекордов – в частности, по числу лифтов в одном здании и по размеру часов на фасаде (диаметр циферблата – 8 м 74 см). Лаврентий Берия, курировавший строительство МГУ, перебросил сюда опытные кадры с объектов атомной промышленности. Работы велись с максимальной степенью механизации, какая только была возможна в то время. Сроки были полностью соблюдены: 1 сентября 1953 года в корпусе начались учебные занятия. Авторы проекта еще в год начала строительства получили Сталинскую премию.

Спустя четыре десятилетия выдающийся зодчий сумел реализовать некоторые свои давние идеи в проекте главного здания МГУ. Эта работа оказалась последней в творчестве Руднева. Он скончался в год завершения строительства стадиона в Лужниках, образовавшего с Университетом прекрасный ансамбль у холмистого поворота Москвы-реки.

Теги: #