Там, за круглыми номерами - Московская перспектива
Там, за круглыми номерами

Там, за круглыми номерами

Там, за круглыми номерами
Там, за круглыми номерами
Секреты «юбилейных» станций Московского метрополитена

Вчера на Сокольнической линии открылась для пассажиров 200-я станция московского метро – «Саларьево». Весьма символично, что станция-юбиляр расположена за МКАД, на развивающейся территории новой Москвы (материал об открытии станции см. на стр. 1, 2). Сегодня мы вспоминаем и другие станции с «красивыми» (круглыми) порядковыми номерами: в их судьбах по-своему отразилась история строительства метрополитена и развития столицы.

1 Юбилей военной поры

Во время войны, несмотря на все трудности, строительство метро не останавливалось. В 1943 году были открыты станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»), «Новокузнецкая» и «Павелецкая»-радиаль-ная. Их ввод в эксплуатацию имел большое транспортное и политическое значение. Подземка в те дни пришла к одному из железнодорожных вокзалов столицы, к автомобильному заводу, к жилым кварталам и предприятиям Замоскворечья. При этом строительная судьба 25-й по счету станции, «Павелецкой», оказалась непростой.

Первоначальный проект станции незадолго до войны выполнили архитекторы братья Виктор и Александр Веснины. Темой оформления стал Донбасс (в этот регион отправляются поезда с Павелецкого вокзала). Станцию также предполагалось назвать «Донбасской», на эскизах мозаичных панно художник Александр Дейнека изобразил труд советских шахтеров.

Но в 1941 году металлоконструкции остались на оккупированной Украине, и проект станции пришлось срочно менять. Ее строили без центрального зала, поэтому мозаики оказались ненужными. Правда, некоторые из них удалось использовать на «Новокузнецкой».

В результате «Павелецкую» построили в «лондонском» стиле: пассажир после эскалатора попадал в небольшой зал, из которого два прохода вели на платформы. В 1948 году начали сооружать средний зал и северный выход. Об этом периоде рассказывала в мемуарах ведущий инженер Метропроекта Антонина Пирожкова: «Станция «Павелецкая»-радиальная была построена и уже эксплуатировалась, но в каком ужасном виде! Она состояла из двух боковых тоннелей с узкими пассажирскими платформами и небольшого аванзала у эскалаторов. <…> И я, и строители станции мечтали осуществить ее в задуманном ранее виде. Мы долго хлопотали и наконец с большими трудностями добились разрешения ее достроить. После войны удалось вновь заказать в Днепропетровске металлические конструкции. Достраивалась станция медленно, на протяжении нескольких лет».

Пока шли работы, открылась (1 января 1950 года) станция «Паве-лецкая»-кольцевая. Но прямой переход с нее на радиальную сдали в эксплуатацию только через пять с половиной лет. Зато он стал самым длинным переходом в московском метро.

Но и на этом приключения «Павелецкой»-радиальной не закончились. Ее достраивали, подгоняя разные части зала друг к другу, вплоть до 1959 года. А в начале 60-х, когда активизировалась борьба с культом личности, в наземном вестибюле был демонтирован барельеф с профилем Сталина. Спустя четверть века и сам этот вестибюль подвергся реконструкции: от него остался только фасад, встроенный внутрь нового здания вокзала. В итоге от первоначального облика станции «Павелецкая»-радиальная сохранились лишь старые массивные пилоны в южной части зала. Они-то и напоминают пассажирам о строительных работах военного времени.

2 Подземные излишества

Замысел протянуть линию метро к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке впервые возник еще в 30-е годы, но к открытию ВСХВ сделать это не удалось. Потом проект отложили из-за войны. И когда в 1954 году открылась обновленная и расширенная выставка, вопрос строительства метро вновь приобрел актуальность. Работы развернулись в середине 50-х, линию тянули от «Ботанического сада» (ныне «Проспект Мира»). Круглый наземный павильон конечной станции расположили недалеко от нового главного входа на выставку. Она в 1958 году официально еще именовалась сельскохозяйственной, поэтому и новая, 50-я в Москве станция при открытии получила название «ВСХВ». Спустя год, после переименования выставки, изменила имя и станция – «ВДНХ».

В те годы только сама выставка да некоторые дома по Ярославскому шоссе выглядели по-столичному. А вот Ростокино и Останкино хоть и входили в черту Москвы с довоенных лет, все еще сохраняли частично сельский, частично барачный вид. Местность, где позднее построили телебашню, в ту пору и вовсе пользовалось дурной славой, конкурируя по этой части с Марьиной Рощей. Но с приходом метро район начал преображаться. Появились новые многоэтажные дома, школы, магазины, кинотеатры. Рядом со станцией метро возник «космический городок» – Дом-музей Сергея Королева, Музей космонавтики, Аллея космонавтов, гостиница «Космос». Станция «ВДНХ» оставалась конечной на протяжении 20 лет. В 1978 году линию продлили дальше на север – в Свиблово и Медведково.

Строительство станции совпало с кампанией по борьбе с излишествами в архитектуре. И кое-что из «слишком дорогого» первоначального проекта пришлось убрать. Вместо бронзовых бра на пилонах подземного зала появились декоративные решетки с изображением цветов, от мозаик с орнаментами союзных республик (их выполнил Владимир Фаворский) проектировщики в последний момент отказались. Но и в таком удешевленном виде станция имеет вполне торжественные черты. Через 2–3 года даже и этот стиль сочтут расточительным, настанет эпоха типовых станций-«сороконожек».

3 Поэтическая чеканка

Семь станций на участке от «Таганской» до «Ждановской» (ныне «Выхино») открыли в 1966 году, через шесть лет появился отрезок «Баррикадная» – «Октябрьское поле». Соединились две части фиолетовой линии только в 1975 году. «Пушкинская» стала юбилейной, 100-й в московском метро. Ее строительство шло трудно из-за плотной застройки и обилия подземных коммуникаций. Сама площадь в то время претерпела ряд изменений: снесли «дом Фамусова» (для строительства нового здания газеты «Известия») и несколько старых малоэтажных зданий (на этом месте образовался Новопушкинский сквер). Открытия станции ждали многие москвичи – ведь это район бульваров, театров, музеев, многочисленных учреждений, жилых кварталов… «Пушкинская» оказалась самой глубокой на Таганско-Краснопресненской линии (51 метр). А ее пассажиропоток и поныне остается одним из самых высоких в московском метро.

Станцию строили в тот период, когда в метрополитен после периода художественного аскетизма вернулись индивидуальные проекты. Ну и место расположения ко многому обязывало. Своим оформлением «Пушкинская» напоминает о творчестве и страницах биографии великого поэта. На медных чеканках подземного зала – изображения Москвы и Санкт-Петербурга, Царскосельского лицея, села Михайловское, могилы поэта в Святогорском монастыре. Один выход из станции расположен непосредственно у памятника Пушкину, другой ведет к Тверскому бульвару, по которому любил гулять автор «Евгения Онегина». Позже в этом пересадочном узле появились еще две станции с литературными названиями – «Чеховская» и «Горьковская» (последнюю, впрочем, в 1991 году переименовали в «Тверскую»).

В 1979 году рядом с выходом из «Пушкинской» происходило любопытное событие: на 34 метра в сторону Садового кольца передвигали бывшее конторское здание газеты «Русское слово» – яркий памятник русского модерна (архитектор Адольф Эрихсон, эскизы фасадов – Иван Билибин, 1904 г.). Дом был передвинут без аварий и утрат. Москвичам старшего поколения эта операция напомнила о передвижении ряда зданий на той же улице в предвоенную пору. Бывшая контора издателя Ивана Сытина стала одним из последних передвинутых в столице домов.

4 У северной границы

В июле 1994 года метро пришло к северным границам города – в Алтуфьево. Одноименную станцию подземки (ставшую 150-й по счету) строили в трудных экономических условиях. Но работа, начатая во второй половине 80-х, была доведена до конца без значительных задержек. «Алтуфьево» – станция с повышенным пассажиропотоком: ведь от нее отправляются автобусы в Подмосковье, в «замкадный» столичный район Северный, а также в Бескудниково, куда нельзя добраться по железной дороге в часы перерыва электричек.

Станция не блещет богатством отделки и художественными находками. Ее технические характеристики самые обыкновенные. В первой половине 90-х метростроителям было не до изысков. «Путевые стены облицованы черным мрамором, пол выложен черным и серым гранитом. В боковых нишах свода расположены оригинальные светильники. Выходы со станции ведут через подземные переходы к пересечению Алтуфьевского шоссе с Череповецкой улицей и улицей Лескова», – читаем в справочнике метрополитена.

Альтуфьево – густонаселенный район жилых многоэтажек, включенный в состав Москвы в 1960 году. Его активная застройка началась во второй половине 70-х, тогда со стороны центра сюда провели троллейбусную линию. Но здесь, у самой границы города, ощущается близкое дыхание Подмосковья. В нескольких сотнях метров к северо-востоку от станции метро расположен Лианозовский лесопитомник. Популярностью у жителей пользуется Лианозовский парк культуры и отдыха на Череповецкой улице. Эту местность знают и любят историки архитектуры. Неподалеку от станции находится усадьба Алтуфьево – комплекс памятников зодчества XVIII–XIX веков. Еще в 1678 году думный дворянин Никита Акинфов выстроил здесь первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь. Спустя столетие на ее месте вырос кирпичный храм в стиле барокко «иже под колоколы», сохранившийся до наших дней. Уцелели также главный усадебный дом, пивоварня, флигель с погребами. Здания не раз реконструировались в ХIХ и ХХ веках новыми владельцами – князьями Куракиными, чиновником и литератором Николаем Жеребцовым, нефтепромышленником Георгием Лианозовым (его имя унаследовал один из близлежащих районов). Кстати, железнодорожная станция Савеловского направления Марк носит имя еще одного фабриканта, владевшего землями в этой местности. Богатейшая семья обрусевших немцев Вогау–Марк построила дорогу, известную ныне как Алтуфьевское шоссе.

5 Там вдали, за рекой

Район Строгино – в своем роде северо-западное Замоскворечье: двойная излучина Москвы-реки отделяет его от центральных районов столицы. Это создает благоприятные экологические условия, но и затрудняет транспортное сообщение. В старину жители деревни Строгино сооружали наплавной мост или объезжали реку с юга, через Троице-Лыково. В 1981 году построили капитальный Строгинский мост, связавший этот район с «большой Москвой». Строгино росло и развивалось. Жители с нетерпением ждали открытия станции метро. Однако в начале 90-х темпы строительства подземки замедлились. Из-за недостаточного финансирования и повышенной технической сложности работы заморозили. Лишь через полтора десятилетия стройка возобновилась. 175-ю станцию Московского метрополитена открыли 7 января 2008 года.

Чтобы провести метро в Строгино (а затем и далее, в Митино), старый участок «Кунцевская» – «Крылатское» отсоединили от Филевской линии и примкнули к Арбатско-Покровской. «Кунцевская» же стала единственной в Москве наземной пересадочной станцией.

В архитектурном отношении станция «Строгино» решена весьма интересно. На своде размещены ниши в виде капель, которые балками поделены на более мелкие сегменты, в которых располагаются светильники. Свод окрашен в белый цвет, пол выложен светло-серым гранитом, а путевые стены оформлены темно-серым и черным гранитом. В 2008 году проект станции был удостоен архитектурной премии «Хрустальный Дедал».

Выйдя из станции и попав в классический район жилых многоэтажных домов, с трудом веришь, что еще четыре десятилетия назад здесь была самая настоящая деревня, с колхозными полями и заливными лугами. Первые упоминания о селе Строгино (вариант: Острогино) относятся к 1570-м годам. Тихую сельскую жизнь нарушило строительство канала Москва – Волга в середине 1930-х годов, когда здесь появился барачный поселок для рабочих, а берега соединила паромная переправа. В низине, образованной речной излучиной, возник затон – и по сей день излюбленное место для купания. Строительство многоэтажных домов здесь началось в 1977 году. «Деревня Строгино с ее добротными домами, садами и огородами была снесена полностью. Буквально за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Всего через два с половиной года после начала строительства, 29 сентября 1979 года, был выдан первый ордер на въезд в новый дом по улице Маршала Катукова, 2», – пишет историк района. Жилой массив Строгино складывался на совершенно неосвоенной ранее территории, и ничто не ограничивало здесь композиционный поиск архитекторов. А в начале ХХI века важной частью архитектурного ансамбля района стала и станция метро.

Теги: #