Архитектор Владислав Спицын: «Компании будут уходить от формата open-space» - Московская перспектива

Архитектор Владислав Спицын: «Компании будут уходить от формата open-space»

Архитектор Владислав Спицын: «Компании будут уходить от формата open-space»
Владислав Спицын, управляющий партнер Front Architecture, о том, какими окажутся офисы будущего

Агентство Wunderman Thompson, которое каждый год публикует обзор тенденций предстоящего года The Future 100, в текущем году выпустило этот перечень трендов с поправкой на COVID-19. В документе можно ясно увидеть, как резко поменялись тренды: от sharing economy к разграничениям и увеличению дистанции между различными зонами. Офисы теперь, безусловно, станут другими. Компании будут уходить от формата open-space либо внутри этого формата все же разграничивать пространство, например, перегородками из плексигласа или других подобных материалов.

Стремление создавать офисы, полезные для здоровья, следовать велнес-подходу в интерьерах рабочих пространств было еще до коронакризиса. В офисах появились спортивные залы и пространства для релаксации, активно стали применять озеленение живыми растениями, в бизнес-центрах начали проводить уроки йоги и установили вендинговые машины с полезными снеками.
Теперь, когда на первое место выходят вопросы безопасности, приоритет здоровью станет еще более четким, но воплощаться он будет в большей степени в противовирусных мерах – повышенное внимание клинингу, соблюдению социальной дистанции, чистоте и качеству воздуха.

При этом нужно понимать, что многие компании не планируют возвращать всех переведенных на удаленную работу сотрудников в офисы. В первую очередь потому, что не считают целесообразным траты на аренду, тем более что арендные каникулы или снижение ставок предполагаются далеко не везде. Для многих компаний пандемия послужила катализатором назревающих внутренних процессов, которые и так происходили, только медленнее. Многие хотели перевести на удаленку хотя бы часть сотрудников еще до ситуации с коронавирусом, но для этого не было мотивации. Теперь эта мотивация есть.

Оставшимся офисным площадкам придется приложить усилия, чтобы привлечь арендаторов. Необходимо обновление устаревших инженерных систем, чтобы сделать их более устойчивыми к эпидемическим факторам.

Любой кризис проверяет жизнеспособность идей и форматов. Заметным трендом последних лет стала мультифункциональность, бизнес-центры превратились в объекты mixed-use, помимо офисов здесь теперь есть фитнес-центры и салоны красоты, кафе и фреш-маркеты, бытовые услуги, зачастую апартаменты, и эта тенденция будет усиливаться.