Архитектура новой вселенной

Архитектура новой вселенной

Архитектура новой вселенной
Архитектура новой вселенной
«Идея лежит в основе любого действия, явления, архитектурного процесса», – считает народный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов Николай Шумаков. Накануне открытия выставки «АРХ Москва-2021» он поделился своими мыслями с «МП»

Архитектура – сложное и многогранное искусство. В нем есть высокий полет и простор для фантазии, что делает нашу профессию притягательной, как любая творческая деятельность. Но это одна сторона медали. На другой – практическая необходимость и утилитарный расчет, ответственность архитектора за результат своих воплощенных идей – словом, актуальность и жизнеспособность придуманного и разработанного проекта. И тогда мы говорим о комфорте, безопасности, эстетике, функциональности и прочих атрибутах созданного объекта, сравнивая свои ощущения с мнением тех, кому доверяем.

Для этого и существует профессиональное сообщество, организуются международные выставки, конкурсы, фестивали, где мы можем узнавать что-то новое, общаться, получать совокупный опыт содружества. В последнее время часто слышу мнения коллег, что заниматься фестивалями во время глобального кризиса архитектурной профессии – все равно что «танцевать на костях». Не согласен с этим в корне, и вот почему. Во-первых, не считаю, что в мире есть сила, способная разрушить архитектуру – и как профессию, и как вид искусства, и как форму человеческой деятельности. Нет такой силы. Однако это может произойти, если мы сами будем рушить свой «дом» изнутри: незнанием и недоверием друг к другу, коррупцией и попустительством там, где требуется коллегиальное и компетентное мнение профессионалов.

С изумлением наблюдаю, как год от года только в России множатся всевозможные альянсы, объединения и прочие организации, которые заявляют о необходимости «новых» подходов к архитектурной деятельности, позиционируют себя как эксперты по градостроительному развитию, создают якобы новаторские архитектурные школы, где за несколько месяцев из каждого желающего обещают сделать урбаниста, градостроителя, дизайнера. Все это заставляет еще раз напомнить всем нам, что архитектура – это сверхмонументальное искусство, которое веками станет транслировать будущему миру либо наши успехи, либо не­удачи. Полностью избежать ошибок невозможно, но вполне реально исправить их или минимизировать, если действовать сообща, опираясь на опыт и знания коллег-профессионалов. Мир меняется с такой ужасающей скоростью и с такими непредвиденными поворотами, что уследить за этим в одиночку не представляется возможным.

XXVI Международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва-2021» не нуждается в особом представлении и рекламировании. Это одно из немногих мероприятий, у которого есть собственная идеология и взвешенная политика в том сегменте деятельности, который объединяет градостроительство, дизайн, архитектуру. Эти направления логично дополняют девелоп­мент, инновации, вопросы профильного образования, территориального развития, защиты авторского права и многое другое.

Традиционно на дискуссионных площадках «АРХ Москвы» выступают авторитетные специалисты, я мог бы сказать – «звезды архитектуры», но очень не люблю этой пафосной раздачи ярлыков. Но уже одно то, что в разные годы «АРХ Москву» посещали Заха Хадид, Норман Фостер, Питер Кук, Филипп Старк, Кенго Кума, говорит о высоком авторитете этого мероприятия и актуальности его тематики.
За прошедшие четверть века в качестве главной идеи «АРХ Москва» выдвигала проблемы современной архитектуры и реставрации памятников зодчества, вопросы реновации промышленных зон, жилищного строительства и социального жилья. Тема «АРХ Москвы-2021» – «Архитектура – Идеи». Отличная возможность обсудить в профессиональном кругу, о чем думают, к чему стремятся в разных точках мира наши коллеги, исповедующие великую архитектурную триаду: «Польза, прочность, красота». Ее ведь тоже с полным правом можно назвать идеей Витрувия.
Идея лежит в основе любого действия, явления, любого архитектурного процесса. В последние годы я все чаще возвращаюсь к одной фразе, которую приписывают гениальному Пиранези: «Мне нужны великие идеи, и, думаю, если бы мне поручили проект новой вселенной, у меня бы достало безумия за него взяться». Наверное, мы все, архитекторы, – немного безумцы, я бы даже сказал, идейные безумцы, потому что свято верим в возможность преобразовать мир, вернув в него гармонию, комфорт и согласие. А еще Пиранези утверждал, что любое творение рук человеческих он оценивает по двум параметрам: элегантность и честность. Мне кажется, и то и другое вполне можно считать непременными атрибутами настоящей архитектуры.

Теги: #