Где живет настоящий винтаж: путеводитель по московским блошиным рынкам
Начищенные до зеркального блеска самовары, грампластинки, жадно хранящие голоса далекого прошлого, дисковые телефоны, навык обращения с которыми ныне утрачен, бюсты давно осмеянных вождей, оловянные и пластиковые солдатики из советского детства, старая посуда, книги прежде популярных, а ныне тонущих в забвении авторов — все это предстает перед глазами посетителя едва ли не любого блошиного рынка. Когда эпоха уходит, ее остатки выбрасывает на берег воспоминаний в форме таких предметов. Новое время что-то из этого может присвоить как сувенир или приспособить под какие-то свои причудливые нужды.
Сюда приходят реквизиторы, коллекционеры, любители диковинок, любопытствующие до бытовых подробностей минувшего. Сейчас это в моде, которая превращает банальный секонд-хенд в модный винтаж. К слову, о терминах: антиквариатом у нас принято называть предметы, которым более ста лет и представляющим культурно-историческую ценность, а винтаж — это пусть менее старые, но стильные вещи, характеризующие ту или иную эпоху сравнительно недавнего прошлого.
Где искать блох
В Москве немало блошиных рынков. Самый народный, «Левша», располагается у платформы Новоподрезково Ленинградского направления железной дороги и имеет славу пещеры Алладина — сюда приезжают за чем-то сказочным и удивительным. Не менее раскрученное место — вернисаж в Измайлово, любимое место иностранных туристов. Оба работают круглый год по выходным в первой половине дня. В теплое время года открывается Городской блошиный рынок во дворе Музея Москвы на Парке Культуры. Раз в месяц в Культурном центре «ДОМ» на Новокузнецкой проходит «Блошинка» - антикварный и винтажный маркет. Раз в три месяца блошиный рынок организуют на территории ТЦ Тишинка на Большой Грузинской.
Все эти рынки имеют многолетнюю историю, самый старый из них — «Левша», появился аж в 1824 году в районе Хитровки, а затем многократно переезжал все дальше от центра. Долгое время блошиная ярмарка работала в Олимпийском, но закрылась из-за начавшейся в этом году реконструкции спорткомплекса.
Появляются и новые проекты. В конце 2017 года на территории завода «Кристалл» на Самокатной улице в Басманном районе открылся рынок «Ретро», который работает в крытом и отапливаемом здании, чем не может похвастаться ни «Левша», ни рынок во дворе Музея Москвы, ни Измайловский вернисаж.
Обращают внимание на блошиные рынки и модные гастромаркеты. В марте — апреле этого года Винтажный центр откроется на территории Даниловского рынка. На прилегающем к главному зданию строении на площади 375 кв. м. начнут работать 25 винтажных магазинчиков. Как рассказала креативный директор Даниловского рынка Ольга Кукоба, маркет будет работать 6 дней в неделю, ориентировочный поток посетителей прогнозируется на уровне 7 — 12 тыс. человек ежедневно. Развитием проекта занимается оператор Даниловсокго рынка Ginza Project, а консультантом выступила Елена Кренцель.
По данным телеграм-канала «Мосвинтаж», правительство Москвы планирует открыть сезонные тематические ярмарки, в том числе винтажные, в периферийных районах столицы.
Сейчас рассматривается возможность организовать фестивальные площадки у станции метро «Молодежная» (ул. Ярцевская, вл. 21) и «Петровско-Разумовская» (Локомотивный проезд, вл. 4).
Цивилизационная разница
Один из совладельцев риэлторской компании Kalinka Realty Леонид Кронгауз в прошлом коллекционировал изделия из нефрита и до сих пор регулярно приходит на Российский антикварный салон в ЦДХ, где можно найти китайские и японские нефритовые древности. Блошиные рынки, по его мнению, посещать одно удовольствие, но лишь за границей - в режиме отдыха. «Там возникает ощущение настоящего, — считает он.
Одним из ярких впечатлений для него стала лондонская блошка. Там Леонид купил набор столового серебра. «Это был объемный ящик, довольно тяжелый, а серебро новое — им явно не пользовались, — рассказал господин Кронгауз. — Я спросил у продавца, может ли он донести покупку до моей гостиницы — мне не хотелось тащить тяжелый ящик. Он согласился и донес. Потом позвонил по телефону, за ним приехал его водитель на Rolls-Royce. Я понял, что он продавал свое фамильное серебро… Причем лишь потому что оно не было нужным — это точно был не единственный комплект в доме».
Можно предположить, что ощущение декоративности московских блошиных рынков связано с российским отношением к сохранению культурных ценностей. Так сложилось, что у нас в обороте сейчас больше европейских, чем русских старинных вещей: «Русские дороже и у нас их мало, а спрос достаточно высок, - рассказывает Вера Бушуева, создатель «Блошинки».
У нас другое отношение, плюс революция, плюс массовый переезд в хрущевки — все это привело к утрате целого культурного слоя и умения видеть красоту и смысл в вещах. От посетителей нашего блошиного рынка я то и дело слышу, как же они жалеют, что столько всего когда-то выкинули на помойку. У нас сначала выбросят, а потом пытаются все сделать как было».
В России называют антиквариатом то, что в Европе считается просто винтажем, продолжает она. Впрочем, европейцам зато далеко до Китая — там антиквариат — лишь вещи старше 400 лет.
У нас раньше, еще лет пять — десять назад, старыми считались вещи довоенные, рассказала Елена Крецель, придумавшая проект Городского блошиного рынка на территории Музея Москвы. Сейчас граница современного и старого сдвинулась — теперь ценность приобрели предметы даже 1960 — 80-х годов.
Как все устроено
Елена Кренцель организует винтажные ярмарки уже пять лет. По ее мнению, в Москве есть порядка 500 коллекционеров, которые занимаются «блошиной» темой профессионально — у них много вещей, они готовы выезжать на рынки. Другая категория продавцов — сравнительно случайные люди. У них может образоваться небольшое количество старых вещей, которые, возможно, достались им по наследству, и которые они хотят продать. С этим они и приходят. На Городском блошином рынке летом выставляются 60 — 80 профессиональных продавцов, и 300 — 400 горожан-любителей. Цены на товары начинаются от 50 рублей и доходят за 10 тысяч. За небольшие деньги можно купить старую посуду, за более существенные — антиквариат.
Стоимость участия для продавцов винтажных товаров варьируется от 100 рублей до 4 тыс. Минимальная стоимость дает право на небольшом квадрате земли разложить свои вещи. Покупатели мест за самую большую цену привозят на рынок целые магазины.
Стоимость участия в «Блошинке» в КЦ «ДОМ» варьируется от 3 до 10 тыс. рублей за 2 дня. За эти деньги дается возможность выставиться со столиком и стулом (предоставляются организатором), цена зависит от расположения и размеров торгового места. Габариты помещения позволяют расположиться здесь порядка 100 продавцам на 70 торговых местах.
Пространство Новоподрезково позволяет работать там сотням продавцов, а стоимость участия варьируется от 50 рублей до 1 тыс. Дороже всего торговать со своего автомобиля.
Блошиные рынки пользуются неплохим спросом у горожан. По данным организаторов, на Городской блошиный рынок во дворе Музея Москвы приходят от 2 до 5 тыс. человек в день, гостями винтажной ярмарки «Блошинка» в КЦ «ДОМ» за два дня мероприятия становятся 1200 — 2300 человек. Для сравнения — популярный и респектабельный Усачевский гастромаркет в день посещают порядка 7 тыс. человек.
В то же время организаторы жалуются на негативную потребительскую динамику. «На дорогие вещи люди сейчас не тратятся, — рассказала Вера Бушуева. — Мы должны не только организовать процесс на маркете, но и дать возможность продавцам заработать. Раньше у нас покупали вещи за 50 тыс. рублей, сейчас дороже чем за 20 — 30 тыс. сложно что-либо продать. Дороже 100 тыс. предметы практически не покупают».
Продавцы прошлого
Зачастую для профессиональных участников блошиных рынков торговля здесь не просто бизнес, - она связана с их личными интересами. Большинство из тех кто торгует — это коллекционеры.
Маргарита прошла через все блошиные рынки, сначала как покупатель, а потом и как продавец. В ее коллекции — веера и старый текстиль (городской костюм). Привлекает ее в этом уникальность вещей — они рукотворны, а потому единичны. Принцип, которым она руководствуется — иметь небольшую, но выдающуюся коллекцию. «Не хочу повторить подвиг Васильева, — говорит она. — Мне интересно, чтобы был какой-то минимум. Одна юбка 19 века — но интересная, один корсет, но со своей историей. Если встречаю что-то более интересное, предыдущее продаю. Так продавцы и выходят на рынок».
Мурат торгует на «Блошинке» в КЦ «ДОМ». Участвует в ярмарках он раз в два месяца, занялся этим около года назад. Для него это хобби. В обычной жизни он аспирант-юрист. Коллекционером он стал три года назад — пришел на блошиный рынок, увидел там фарфоровые статуэтки кошек и лис, и понял, что хочет собрать свою коллекцию — это были его любимые с детства животные. Сейчас в коллекции у Мурата 70 фарфоровых и бронзовых фигурок стоимостью от 1,5 до 5 тыс. рублей. «Это не китайский ширпотреб, — индивидуальная авторская работа европейских мастеров, фирмы. Авторство всегда видно», — рассказывает он. Когда знакомые пригласили его попробовать себя в роли продавца на блошке, он подумал — почему нет...
Одна из любимых статуэток Мурата - фарфоровая кошка фирмы Goebel. Она стоит 3,5 тыс. рублей. В Германии такие принято дарить на Рождество и другие праздники.
По словам Мурата, главное в блошиных рынках — не выгодная продажа, хотя получить прибыль всегда приятно — но все же куда важнее атмосфера происходящего, возможность встретиться людям с общими интересами.