Большой стиль

Большой стиль

Большой стиль
Большой стиль
Этот стиль был невероятно популярен в 30–50-х годах прошлого века. Знаменитые московские высотки, которые окрестили «семью сестрами», здание Северного речного вокзала, Театр Российской армии, павильоны ВДНХ создали неповторимый и хорошо узнаваемый облик города.

Если стиль столицы определить одним словом, то больше всего ему подойдет термин «эклектика». Тот же прием был использован и при проектировании зданий, которые мы сегодня называем памятниками советской эпохи. В силуэтах знаменитых высоток прослеживаются черты американской неоготики, характерной для зданий Манхэттена. Но одновременно в них есть и элементы ренессанса, барокко, ампира, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, а также русского стиля – например, шатровые крыши высотки на Котельнической набережной напоминают башни Московского Кремля. Не менее интересны и факты, связанные с планированием и возведением зданий. Ведь к строительству этих знаковых сооружений привлекали самых известных архитекторов того времени – Михаила Посохина, Бориса Иофана, Дмитрия Чечулина и др., а их расположение выбирали с учетом видовых характеристик: высотки должны были хорошо просматриваться из разных точек города.

Любопытна история создания административно-жилого здания на Красных Воротах. Основная проблема при строительстве заключалась в слабых грунтах, пропитанных водой. Ситуацию спасло оригинальное решение группы инженеров под руководством Якова Дормана. С помощью колонок с хлористым кальцием они заморозили почву, в результате чего грунт вспучился. Учитывая эту особенность, высотку стали строить с наклоном. По завершении работ замораживающие колонки убрали и грунт растаял – небоскреб под собственным весом опустился и принял вертикальное положение.

Еще более смелая идея была осуществлена при возведении здания МИД на Смоленской площади. Архитекторы предложили строить высотку сверху вниз. За 110 дней был полностью собран каркас, а затем рабочие стали заливать его бетоном, начиная с крыши и продвигаясь к фундаменту. В 1950-х годах высотка на Смоленской площади была самым высокотехнологичным зданием даже среди «семи сестер». Но особое место в строительстве здания занимает история со шпилем. Изначально проект его не предусматривал. По замыслу архитекторов, центральная башня заканчивалась прямоугольной крышей. Но Сталин настоял на достройке шпиля, чтобы все высотки имели схожий вид. После расчетов инженеры выяснили, что тяжелый шпиль башня не выдержит, поэтому решили сделать его бутафорским – из окрашенной листовой стали. Получившаяся конструкция была довольно хрупкой, из-за чего пришлось отказаться от звезды, венчающей ее. Так, здание МИД стало единственной из «семи сестер», не украшенной пятиконечным символом.

Продолжить знакомство со стилем сталинского ампира можно на территории ВДНХ. Ее визитной карточкой считается павильон № 1 «Центральный»: монументальное трехъярусное строение с золотой звездой появилось в 1954 году – к повторному открытию выставки. Фасад здания обрамлен колоннадой, которую украшают лепные гирлянды и барельефы, а второй ярус отличают неоклассические формы. Еще одним примером этого монументального стиля является здание Центрального академического театра Российской армии. Оно имеет форму пятиконечной звезды. Автором проекта был архитектор Каро Алабян. Интерьеры этого театра полностью соответствуют его внешнему облику. Они столь же величественны и монументальны: расписные фрески на потолках, пышные люстры в залах и огромные декоративные плафоны в фойе.

Северный речной вокзал также напоминает нам о большом стиле. Его ансамбль возводили с 1933 по 1937 год. Здание по форме напоминает корабль с трубой в виде шпиля, к нему примыкают две арочные галереи, а дополняют облик фонтаны «Север» и «Юг» со скульптурами дельфинов и белых медведей. И, разумеется, отыскать сталинский ампир можно на многих старых станциях московского метро. Влияние барокко и классицизма прослеживается в оформлении вестибюля «Комсомольской» на Кольцевой линии (1952 год) – станция с украшенными лепниной арками и пышными мозаичными панно задумывалась как входные ворота столицы. В интерьерах другой знаковой станции – «Маяковской» (1938 год) – можно найти элементы ар-деко: металлические обрамления колонн и обилие плавных линий. Напомним, что на портале discovermoscow.com также можно узнать о знаковых зданиях в стиле конструктивизма и модернизма в материалах цикла «Архитектурные стили Москвы».

Теги: #