Эксперты на МУФ обсудили транспортное развитие Москвы

Эксперты на МУФ обсудили транспортное развитие Москвы

Эксперты на МУФ обсудили транспортное развитие Москвы
Эксперты на МУФ обсудили транспортное развитие Москвы
На Московском урбанистическом форуме состоялась пленарная сессия «Транспортные артерии города как драйвер развития мегаполиса». Участники обсудили важность комплексного развития всех видов городского транспорта. Заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев рассказал о возведении БКЛ, МЦК, МЦД и о положительном влиянии транспорта на экономику города.

Рост и модернизация транспортной инфраструктуры в мегаполисе повышают проницаемость и связность городской ткани. За последние 10 лет Москва добилась в этом направлении больших достижений. Строительство метро, дорог и развязок, интеграция транспорта в единую сеть стали отличительными чертами комплексного подхода к развитию транспортной инфраструктуры. Знаковым городским мегапроектом стало создание Большой кольцевой линии и благоустройство прилегающих территорий. Новые транспортные хабы объединяют в себе коммерческие и социальные функции, например узел у станции метро «Окружная» включит в себя многофункциональный общественный центр. Такие трансформации позволили не только улучшить связность агломерации с ее ядром и включить отчужденные территории в жизнь города, но также повысить общий уровень безопасности и сделать перемещение по городу более быстрым и комфортным.

По словам Андрея Бочкарева, в 2011 году Сергей Собянин, собрав новую команду, поставил задачу – построить лучший город земли. «Начали мы с решения транспортных задач, на тот момент дороги уже подошли к пику загруженности, пробок и времени, которое люди должны тратить на перемещения. Тогда же была разработана программа по развитию улично-дорожной сети, расширению метро, и позднее – развитию железных дорог, и переводу их от грузоперевозок к перевозкам пассажирским. На тот момент реализация программы казалась практически невозможной», – подчеркнул заммэра.

Андрей Бочкарев отметил, что к 2011 году в столице было построено 182 станции метро и 301 км линий. За 12 лет метро увеличилось на 171 км и 78 станций с учетом реконструкции Каховской линии. В этом году было запущено Большое кольцо метро, это главный элемент программы развития подземки. В состав ветки вошла 31 станция и 70 км линий. «Это самая большая кольцевая линия метро в мире и самая современная. Уже сейчас она меняет жизнь людей и кардинально влияет на ситуацию в городе как в транспорте, так и в экономике. БКЛ позволила сократить нагрузку на действующую Кольцевую линию на 25% за три месяца, и цифры растут», – подчеркнул заммэра.

Говоря о наземном рельсовом транспорте, Андрей Бочкарев отметил, что в 2016 году в столице запустили Московское центральное кольцо, в состав которого вошли 30 станций. «Работы шли в тяжелейших условиях, а завершить их требовалось в кратчайшие сроки. Тогда эксперты прогнозировали, что на пассажиропоток в 105 тысяч пассажиров в сутки мы выйдем через пять лет, и даже это казалось победой. Но уже через полгода пассажирами МЦК стали 200 тысяч человек, затем 250, а сейчас мы думаем с коллегами из РЖД, о том, как перевезти 500 тысяч человек, как улучшить магистраль», – отметил Андрей Бочкарев.

Создание транспортной инфраструктуры позволяет человеку решать свои задачи быстрее. По отзывам москвичей, благодаря развитию транспортного каркаса города они получают до полутора часов свободного времени. «Это 9-10 часов в неделю или 25-30 дней свободного времени в год. Именно ради этого мы не спали ночами, а Стройкомплекс и лично мэр еженедельно принимали огромное число сложнейших решений. Мы создали новые городские артерии, перезапустили систему городского транспорта. За 12 лет мы прибавили 20% улично-дорожной сети в городе, связав районы и построив новые эстакады, хорды и коммуникации», – пояснил заммэра.

Благородя развитию системы городского транспорта раскручивается экономика города. Андрей Бочкарев отметил, что повышение транспортной доступности напрямую влияет на товарообмен в городе. «Любой новый объект транспорта, где пересекаются метро, железная дорога и наземный транспорт, становятся точкой роста. В таких местах идет взрывной рост деловой активности и строительство недвижимости, быстрее происходит товарообмен. Те средства, которые Москва вложила в стройку БКЛ, а это сотни миллиардов рублей, уже окупились косвенными налогами на недвижимость, на выплату зарплат, НДС и другими видами поступлений средств в разные сегменты бюджета», – подчеркнул заммэра. Создание подобных мегапроектов дает синергетический эффект, благодаря которому город и дальше сможет решать задачи и быть драйвером экономики для страны.

В свою очередь заместитель генерального директора, ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони рассказал о строительстве Московских центральных диаметров. «Еще 15 лет назад все электрички шли только до вокзалов. В 2008 году мы обсуждали с правительством столицы проект МЦД, а в 2019 году был запущен первый диаметр, затем второй, и в этом году запустили третий и ожидаем запуска четвертого. Все наши ожидания были перевыполнены в 3-4 раза. Появилась новая услуга – городская электричка. Разница в том, что поезда идут без расписания с интервалом в 5 минут», – подчеркнул Олег Тони.

Все поезда МЦД сделаны в России и сконструированы отечественными инженерами. «Мы обеспечили комфортные пересадки на другие виды транспорта, создали безбарьерную среду, подключили wi-fi. Сегодня Московские центральные диаметры – это комфорт и удобство, а также возможность прогнозировать свой путь по городу. Мы готовим терминалы в области и усиливаем Большое кольцо железной дороги в области», – подчеркнул Олег Тони.

Также замглавы ОАО «РЖД» отметил, что каждый новый проект был сложнее предыдущего. Если для создания первого и второго диаметров требовалось только модернизировать существующую железнодорожную инфраструктуру, то чтобы связать третий маршрут, пришлось построить новую инфраструктуру. «Четвертый диаметр еще сложнее. Построить соединительную ветку на Каланчевке хотели и в 80-х и в 2000 годах, но это сделать удалось только сейчас. Совместно со столичными строителями мы возвели 2,5 километра мостов и эстакад в центре города», – пояснил Олег Тони. В перспективе – открытие пятого диаметра, это последние два радиуса из десяти, которые пока не связаны. Еще один перспективный план – создание Центрального транспортного узла, который свяжет московскую агломерацию с городами Центрального федерального округа. «У людей появится возможность приезжать в столицу на удобном поезде, и не ждать электричку несколько часов. Узел даст связь с Санкт-Петербургом, добраться туда будет можно за два часа 15 минут», – заключил Олег Тони.

Старший вице-президент, начальник Управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов департамента транзакционного бизнеса банка ВТБ Вадим Изотов рассказал, что в планах компании – внедрение биометрии лица, которая позволит пассажирам бесконтактно оплачивать проезд. Эта система уже работает на ряде станций метро, МЦК и МЦД. «Также мы планируем создать мультитранспорт – своего рода конструктор из наземного и подземного общественного транспорта, проката велосипедов, самокатов и такси. Это позволит оптимально построить маршрут. Мы видим, что глобальные системы у города и банка развиваются, и дают синергетический эффект», – отметил Вадим Изотов.

Говоря о дальнейших планах по развитию столичного транспортного узла, Андрей Бочкарев рассказал, что вскоре начнется проработка проекта высокоскоростных магистралей и пятого скоростного диаметра. «В эти проекты мы будем закладывать
технологические возможности, которые будут актуальны в 2030-х годах. Это беспилотные системы, более эффективные системы организации транспортных потоков и применение искусственного интеллекта, который позволит увязать транспортный узел в единую систему. Появится возможность решать транспортные задачи не только при помощи строительства, но и благодаря изменению существующей инфраструктуры. Это, например, обновление подвижного состава, который кардинально изменит сознание людей. Мы будем работать над тем, чтобы люди самостоятельно пришли к решению воспользоваться общественным транспортом, поскольку там безопаснее, комфортнее, удобнее и безопаснее. Это будет следующий этап – интеграция общественного транспорта в жизнь каждого человека на более высоком уровне», – заключил Андрей Бочкарев.