Эксперты на МУФ обсудили транспортное развитие Москвы
Рост и модернизация транспортной инфраструктуры в мегаполисе повышают проницаемость и связность городской ткани. За последние 10 лет Москва добилась в этом направлении больших достижений. Строительство метро, дорог и развязок, интеграция транспорта в единую сеть стали отличительными чертами комплексного подхода к развитию транспортной инфраструктуры. Знаковым городским мегапроектом стало создание Большой кольцевой линии и благоустройство прилегающих территорий. Новые транспортные хабы объединяют в себе коммерческие и социальные функции, например узел у станции метро «Окружная» включит в себя многофункциональный общественный центр. Такие трансформации позволили не только улучшить связность агломерации с ее ядром и включить отчужденные территории в жизнь города, но также повысить общий уровень безопасности и сделать перемещение по городу более быстрым и комфортным.
По словам Андрея Бочкарева, в 2011 году Сергей Собянин, собрав новую команду, поставил задачу – построить лучший город земли. «Начали мы с решения транспортных задач, на тот момент дороги уже подошли к пику загруженности, пробок и времени, которое люди должны тратить на перемещения. Тогда же была разработана программа по развитию улично-дорожной сети, расширению метро, и позднее – развитию железных дорог, и переводу их от грузоперевозок к перевозкам пассажирским. На тот момент реализация программы казалась практически невозможной», – подчеркнул заммэра.
Андрей Бочкарев отметил, что к 2011 году в столице было построено 182 станции метро и 301 км линий. За 12 лет метро увеличилось на 171 км и 78 станций с учетом реконструкции Каховской линии. В этом году было запущено Большое кольцо метро, это главный элемент программы развития подземки. В состав ветки вошла 31 станция и 70 км линий. «Это самая большая кольцевая линия метро в мире и самая современная. Уже сейчас она меняет жизнь людей и кардинально влияет на ситуацию в городе как в транспорте, так и в экономике. БКЛ позволила сократить нагрузку на действующую Кольцевую линию на 25% за три месяца, и цифры растут», – подчеркнул заммэра.
Говоря о наземном рельсовом транспорте, Андрей Бочкарев отметил, что в 2016 году в столице запустили Московское центральное кольцо, в состав которого вошли 30 станций. «Работы шли в тяжелейших условиях, а завершить их требовалось в кратчайшие сроки. Тогда эксперты прогнозировали, что на пассажиропоток в 105 тысяч пассажиров в сутки мы выйдем через пять лет, и даже это казалось победой. Но уже через полгода пассажирами МЦК стали 200 тысяч человек, затем 250, а сейчас мы думаем с коллегами из РЖД, о том, как перевезти 500 тысяч человек, как улучшить магистраль», – отметил Андрей Бочкарев.
Создание транспортной инфраструктуры позволяет человеку решать свои задачи быстрее. По отзывам москвичей, благодаря развитию транспортного каркаса города они получают до полутора часов свободного времени. «Это 9-10 часов в неделю или 25-30 дней свободного времени в год. Именно ради этого мы не спали ночами, а Стройкомплекс и лично мэр еженедельно принимали огромное число сложнейших решений. Мы создали новые городские артерии, перезапустили систему городского транспорта. За 12 лет мы прибавили 20% улично-дорожной сети в городе, связав районы и построив новые эстакады, хорды и коммуникации», – пояснил заммэра.
Благородя развитию системы городского транспорта раскручивается экономика города. Андрей Бочкарев отметил, что повышение транспортной доступности напрямую влияет на товарообмен в городе. «Любой новый объект транспорта, где пересекаются метро, железная дорога и наземный транспорт, становятся точкой роста. В таких местах идет взрывной рост деловой активности и строительство недвижимости, быстрее происходит товарообмен. Те средства, которые Москва вложила в стройку БКЛ, а это сотни миллиардов рублей, уже окупились косвенными налогами на недвижимость, на выплату зарплат, НДС и другими видами поступлений средств в разные сегменты бюджета», – подчеркнул заммэра. Создание подобных мегапроектов дает синергетический эффект, благодаря которому город и дальше сможет решать задачи и быть драйвером экономики для страны.
В свою очередь заместитель генерального директора, ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони рассказал о строительстве Московских центральных диаметров. «Еще 15 лет назад все электрички шли только до вокзалов. В 2008 году мы обсуждали с правительством столицы проект МЦД, а в 2019 году был запущен первый диаметр, затем второй, и в этом году запустили третий и ожидаем запуска четвертого. Все наши ожидания были перевыполнены в 3-4 раза. Появилась новая услуга – городская электричка. Разница в том, что поезда идут без расписания с интервалом в 5 минут», – подчеркнул Олег Тони.
Все поезда МЦД сделаны в России и сконструированы отечественными инженерами. «Мы обеспечили комфортные пересадки на другие виды транспорта, создали безбарьерную среду, подключили wi-fi. Сегодня Московские центральные диаметры – это комфорт и удобство, а также возможность прогнозировать свой путь по городу. Мы готовим терминалы в области и усиливаем Большое кольцо железной дороги в области», – подчеркнул Олег Тони.
Также замглавы ОАО «РЖД» отметил, что каждый новый проект был сложнее предыдущего. Если для создания первого и второго диаметров требовалось только модернизировать существующую железнодорожную инфраструктуру, то чтобы связать третий маршрут, пришлось построить новую инфраструктуру. «Четвертый диаметр еще сложнее. Построить соединительную ветку на Каланчевке хотели и в 80-х и в 2000 годах, но это сделать удалось только сейчас. Совместно со столичными строителями мы возвели 2,5 километра мостов и эстакад в центре города», – пояснил Олег Тони. В перспективе – открытие пятого диаметра, это последние два радиуса из десяти, которые пока не связаны. Еще один перспективный план – создание Центрального транспортного узла, который свяжет московскую агломерацию с городами Центрального федерального округа. «У людей появится возможность приезжать в столицу на удобном поезде, и не ждать электричку несколько часов. Узел даст связь с Санкт-Петербургом, добраться туда будет можно за два часа 15 минут», – заключил Олег Тони.
Старший вице-президент, начальник Управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов департамента транзакционного бизнеса банка ВТБ Вадим Изотов рассказал, что в планах компании – внедрение биометрии лица, которая позволит пассажирам бесконтактно оплачивать проезд. Эта система уже работает на ряде станций метро, МЦК и МЦД. «Также мы планируем создать мультитранспорт – своего рода конструктор из наземного и подземного общественного транспорта, проката велосипедов, самокатов и такси. Это позволит оптимально построить маршрут. Мы видим, что глобальные системы у города и банка развиваются, и дают синергетический эффект», – отметил Вадим Изотов.
Говоря о дальнейших планах по развитию столичного транспортного узла, Андрей Бочкарев рассказал, что вскоре начнется проработка проекта высокоскоростных магистралей и пятого скоростного диаметра. «В эти проекты мы будем закладывать
технологические возможности, которые будут актуальны в 2030-х годах. Это беспилотные системы, более эффективные системы организации транспортных потоков и применение искусственного интеллекта, который позволит увязать транспортный узел в единую систему. Появится возможность решать транспортные задачи не только при помощи строительства, но и благодаря изменению существующей инфраструктуры. Это, например, обновление подвижного состава, который кардинально изменит сознание людей. Мы будем работать над тем, чтобы люди самостоятельно пришли к решению воспользоваться общественным транспортом, поскольку там безопаснее, комфортнее, удобнее и безопаснее. Это будет следующий этап – интеграция общественного транспорта в жизнь каждого человека на более высоком уровне», – заключил Андрей Бочкарев.