Цифра в городе: электронные услуги Росреестра стремительно набирают популярность
Мария Сергеевна, как объяснить такую популярность электронных услуг?
– Конечно, росту способствовали комплексные меры, которые проводил за последнее время Росреестр. Была подготовлена законодательная база, с 2020 года при участии Росреестра принято 64 федеральных закона, которые помогают гражданам, бизнесу и органам власти в решении конкретных задач. Напомню, Росреестр начал принимать в электронном виде документы для государственной регистрации во всех регионах Российской Федерации с 1 июня 2015 года, именно с этого момента был запущен в эксплуатацию электронный сервис официального сайта Росреестра «Подать заявление на государственную регистрацию прав». Услуга была доступна для физических и юридических лиц, органов государственной власти. В качестве заявителя мог выступить как правообладатель, так и его представитель, а также нотариус.
Помимо реинжиниринга основных процессов была разработана Стратегия развития Росреестра до 2030 года, согласно которой, по словам главы службы Олега Скуфинского, ожидается достижение «цифровой зрелости» ведомства.
Какие сделки чаще всего регистрируются в электронном виде?
– Основной объем таких сделок приходится на регистрацию ипотеки. Если в 2020 году объем ипотечных сделок в электронном формате составлял 33%, то в прошлом году мы зафиксировали уже 87,7%. Банки активно развивают цифровую ипотеку – полностью дистанционное одобрение и выдача займа. С июля 2021 года Управление Росреестра по Москве реализует проект «Электронная ипотека за 24 часа». Результат – в прошлом году 92,5% ипотек регистрируется менее чем за сутки. Отмечу, что оказание услуг в электронном виде влияет и на общий срок услуги. Так, регистрация сделки по нотариальным документам, поданным в электронном виде, на данный момент составляет около 11 часов. Сегодня в Москве в срок до одного дня проводится регистрация по так называемым объектам бытовой недвижимости, в результате в день регистрируется около 1,5 тысячи дел.
Значительную часть действий в электронном виде составляют сделки с органами государственной власти и банками. С начала 2023 года город подал свыше 60 тысяч онлайн-заявлений на государственную регистрацию.
Сколько раньше требовалось времени для регистрации сделки?
– При становлении системы с 2008 года сроки учетно-регистрационных действий значительно изменились. Ранее регистрация прав занимала 30 дней, а кадастровый учет – 20 дней. Сегодня регистрация прав в Москве проходит в среднем за два дня, кадастровый учет в отношении бытовой недвижимости и социально важных объектов – за полдня, единая процедура – чуть более трех дней.
Москва – особый регион, отличающийся динамичностью, инвестиционной привлекательностью, что сказывается на ежегодном росте количества учетно-регистрационных действий (в среднем на 12% с 2017 года). При этом доля электронных сделок в общем объеме достигла в прошлом году почти 69%, в 2019 году их было на 47% меньше.
Традиционно в последние несколько лет Москва – лидер по первичным сделкам с жильем и по сделкам с ипотекой.
Что бы вы отметили особо значимое в работе Росреестра по итогам прошлого года, как это отразится на заявителях в будущем?
– Главное и удобное для граждан – это вывод услуг Росреестра на ЕПГУ (Единый портал государственных и муниципальных услуг). Например, при покупке квартиры зарегистрировать права собственности можно через портал «Госуслуги». Для подачи заявления на государственную регистрацию права собственности необходимо иметь действующее приложение «Госключ», которое позволяет подписывать с телефона или планшета юридически значимые документы и заявления, заключать договоры в электронном виде. В приложении можно бесплатно получить сертификаты электронной подписи, а также сформировать усиленную неквалифицированную и квалифицированную электронную подпись (НЭП и КЭП). Приложение соответствует требованиям к средствам электронной подписи. Далее на портале нужно пройти семь шагов по заполнению заявления, там же оплатить пошлину в размере 2000 рублей. И ваши данные для регистрации права собственности заполнены.
Еще один важный сервис Росреестра – цифровой помощник «Ева», это комплекс предобученных нейросетей. «Ева» проводит предварительную проверку пакета документов как на стадии приема обращений в МФЦ, так и при последующей их обработке в Росреестре, предзаполняет электронные формы заявлений, ведет аналитику по типовым ошибкам и расхождениям, а также дает моментальную обратную связь, если в документах что-то не так. По сути, задача такого помощника – минимизировать ручные операции. Внедрение цифрового помощника «Ева» в Москве планируется в ближайшем будущем.
Всего в 2023 году введены 11 сервисов, еще девять будут внедрены до конца 2024 года.
Существуют ли меры защиты собственников при электронных сделках?
– Если речь идет об электронной регистрации с использованием усиленной квалифицированной подписи, то в этом случае она приравнивается к личному участию. Чтобы избежать мошеннических действий с ее использованием, Росреестр также предлагает внести в ЕГРН запись, где правообладатель соглашается на проведение сделок с использованием электронной подписи. Данное заявление собственник может подать как на одну квартиру, так и на все принадлежащие ему объекты недвижимости. Если в Управление Росреестра поступают документы на электронную регистрацию, а в реестре запись о согласии подобных сделок отсутствует, то регистратор вернет документы без рассмотрения.
Кроме того, защитить вашу недвижимость поможет такая мера, как внесение в ЕГРН сведений об актуальном адресе электронной почты и номера телефона. Сделать это можно, обратившись в ближайший к вам офис госуслуг «Мои документы» с соответствующим заявлением. Эта простая манипуляция позволит ведомству оперативно связаться с собственником и предотвратит возможные случаи мошенничества.