Эрмитаж становится ближе

Эрмитаж становится ближе

Эрмитаж становится ближе
Эрмитаж становится ближе
Филиал знаменитого музея откроется в столице на территории бывшего ЗИЛа

Коллекции всемирно известного музея Эрмитаж всегда были фирменным знаком и предметом особой гордости жителей Северной столицы. Однако теперь музей с таким названием появится и в Москве. По планам – в 2024 году на территории реконструируемой промзоны «ЗИЛ». Экспозиции филиала петербургского музея будут посвящены современному искусству. Впрочем, и само здание будет нерядовым, вполне в духе того, чем наполнят его залы.

Презентация филиала Эрмитажа в Москве проходила два года назад в Санкт-Петербурге в рамках Культурного форума. Но тогда музей существовал скорее в виде концепции. Автором ее архитектурного воплощения выступил всемирно известный архитектор Хани Рашид, глава бюро Asymptote. Объясняя свой замысел, Хани Рашид сказал тогда, что, на его взгляд, музейные сооружения не должны выглядеть обыденно, они должны содержать в себе загадку, изменять свой облик в зависимости от времени суток, освещения, пропускать в себя пространство и менять его. Объект, предложенный Рашидом, был сконструирован из геометрических белых объемов и заключен в полупрозрачное двойное стекло.

Стилистика объекта будет создавать некий отсыл к стилю конструктивизма. В здании запроектированы несколько галерей для экспонирования современного искусства, а также кафе, магазин, совмещенный с библиотекой, кинотеатр, сад скульптур на крыше и амфитеатр – облицованное деревом помещение с хорошей акустикой для публичных выступлений. Музей станет местом, где в некоторых залах можно поставить очень высокие скульптуры, где на потолке можно подвесить очень необычные выставочные образцы. И здесь, по словам Рашида, можно будет постоянно играть с перспективой: в крыле современного искусства при помощи занавеса декорировать и затемнять некоторые части зала. «Мы предприняли попытку создания эффекта постоянного движения вниз-вверх внутри галерей. В них можно будет потеряться – и это здорово. Мы хотим уйти от парадигмы музея, в которой сценарии диктует архитектура. Здесь она знаковая, но будет подчинена музейным функциям», – рассказал архитектор.

То, что именно так и будет выглядеть будущий Эрмитаж в Москве, подтвердила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. Разработанная концепция музейного центра Эрмитаж станет частью нового жилого комплекса «ЗИЛАРТ». Здание действительно обещает стать уникальным по многим параметрам, особенно его фасадная конструкция. «Ее подвесят на специальный металлический каркас из пустотелых профилей, который станет защитой от солнечного света и позволит выставлять предметы искусства в открытых галереях без опаски подвергнуть их разрушению», – уточнила руководитель ведомства.

Применение такого «экзоскелета» не только поможет застройщику учесть функциональные потребности здания, но и сделает его облик запоминающимся, авторским.

В московском Эрмитаже планируется выставлять коллекции произведений искусства разных авторов и направлений. Каждый предмет будет располагаться в помещении с наиболее подходящим именно для него освещением. В закрытых галереях с окнами разместятся предметы искусства, при создании которых использовались масляные краски, кожа или дерево. В закрытых галереях без окон – фотографии, ткани и бумага. В открытых – камень, керамика и металл.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поддерживает идею развития московского Эрмитажа в таком ключе. Он считает, что это начинание вполне соответствует мировой практике – расширения числа площадок крупного экспозиционного центра, выноса их в другие города, что, конечно, не отразится и не ухудшит деятельность главной площадки – в Санкт-Петербурге.

Руководство ГК ЛСР, которой предстоит воплотить эту идею, говорит о том, что они долго искали ключ к архитектурному воплощению этой задачи в мировой практике, изучив развитие индустриальных площадок Лондона, Осло и Буэнос-Айреса. Решение, предложенное Рашидом, полностью отвечает амбициозности и музея, и нового района «ЗИЛАРТ».

Теги: #