Этажи изобилия
В работу столичных ТРЦ сначала внесла коррективы пандемия COVID-19, а затем уход из России многих западных компаний. Тогда многие торговые площади опустели, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Уже в 2023 году на смену ушедшим компаниям пришли новые торговые марки, окно возможностей открылось для отечественных производителей и ритейлеров из дружественных стран. Значительно расширили торговые площади и увеличили объемы продаж отечественные бренды. Продукция российских производителей сегодня занимает 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы. На втором месте находятся французские бренды с долей 7%. Ливан и Турция представлены долями по 3% каждый, а Китай, Германия и Италия – по 2%, оставшиеся 3% приходятся на бренды из других стран.
Как отмечает руководитель Департамента исследований и аналитики CMWP Полина Афанасьева, новые «якоря» доказали свою способность заменить ушедших международных арендаторов и ответить на актуальные запросы потребителей. Фешен-ретейлеры сегодня занимают 35% площадей крупных ТРЦ, 17% приходится на развлечения, 14% – на гипермаркеты и супермаркеты, товары для дома и мебель составляют 8%, общественное питание занимает 7% площадей. Таким образом, торговые площади в столице не пустуют. Более того, появилась необходимость в строительстве новых ТЦ. По данным консалтинговой компании CORE.XP, в первом полугодии 2024 года в Москве ввели 73,3 тыс. кв. метров торговых площадей, что более чем в 2 раза превышает показатели прошлого года, в котором за аналогичный период было открыто всего 32,3 тыс. кв. метров. За шесть месяцев 2024 года свои двери распахнули пять новых торговых центров: «Кузьминки Молл» (33 тыс. кв. метров), «Лайнер» (9,7 тыс. кв. метров), «Место встречи Бирюсинка» (4,6 тыс. кв. метров), «Место встречи Орион» (19,7 тыс. кв. метров) и «Место встречи Прага» (6,3 тыс. кв. метров).
Примером современного подхода к строительству ТРЦ стал открытый в этом году «Кузьминки Молл», над проектом которого работало архбюро Blank Architects. Команде удалось создать пространство, наполненное эстетикой живой природы. В оформлении пространства использованы текстуры камня и дерева, цветовая гамма выдержана в натуральной палитре, а яркие акценты служат для выделения мест отдыха или фуд-корта. Отдельное внимание уделено озеленению. Такое решение было продиктовано соседством с крупным лесопарком «Кузьминки». В 2024 году девелоперы анонсировали ввод 28 торговых центров общей площадью 402,4 тыс. кв. метров. Более половины этих площадей (52%) будут открываться в составе МФК, городских вокзалов и жилых комплексов, а остальные 48% относятся к классическим торговым центрам.
Важное место в создании торговых площадей занимает тренд на строительство небольших объектов. Базой для их появления стал редевелопмент старых столичных кинотеатров. Большой популярностью пользуются и ТРЦ, появляющиеся внутри жилых комплексов. Например, на северо-востоке Москвы, в районе Ростокино, во второй половине 2024 года откроется ТРЦ Botanica Mall, входящий в состав многофункционального комплекса Botanica. Площадь четырехуровневого торгового объекта составит 52,9 тыс. кв. метров. Внутри разместятся детские магазины, семейные рестораны, игровой и фитнес-центры, а также фуд-холл с 40 гастроконцепциями. А на северо-западе Москвы ведется строительство нового ТЦ в составе жилого комплекса Level Причальный.