«Это воровство». Как работает рынок перепродажи билетов
Спойлеры или сервисы
У каждого известного московского театра есть несколько сайтов-спойлеров. Как правило, в поисковиках они выпадают в первых строках, опережая официальные сайты. Чаще всего название театра на таких веб-адресах сопровождается припиской «официальные билеты», набранной капслоком или акцентированной восклицательным знаком.
Например, у «Современника» в Яндексе легко обнаруживаются сразу три спойлера. У каждого из них имеется раздел «контакты», в котором указан реальный адрес театра, а в другие разделы скопированы афиши и аннотации к спектаклям с официального сайта. Один из таких адресов (sovremennik-tickets.com) продает билеты и предоставляет услуги консультантов в круглосуточном режиме.
Но основные различия обнаруживаются дальше. Так, 15 февраля в «Современнике» заявлен один из самых популярных спектаклей «Пять вечеров» с Сергеем Гармашом в главной роли. По состоянию на 14:00 22 января на официальном сайте «Современника» на спектакле стояла пометка «аншлаг» — то есть билетов в продаже не было. При этом у спойлера с домена «.com» в это же время продавалось 98 билетов. Каждый из них стоил минимум в два раза дороже, чем в кассе: от ₽2300 (на последний ряд бельэтажа) до ₽12 000 (во второй ряд партера).
Разделы «афиша», «репертуар» и «о театре» создают впечатление, что билеты продаются из первых рук, однако при заходе в раздел «гарантии» в одном из предложений вскользь упоминается, что гость сайта имеет дело с сервисом. На вопрос, почему при покупке на этом сайте приходится платить больше, его менеджер отвечает: «Мы предоставляем дополнительные услуги». В их перечень входит бесплатная доставка билета в пределах МКАД, а постоянным клиентам сайт предлагает 10-процентную скидку. Менеджер по телефону подтверждает, что представляет не сайт-спойлер, а именно сервис. Среди дополнительных услуг она называет подачу иномарки от офиса до театра (за отдельную плату) и ужин после спектакля в любом ресторане Аркадия Новикова (при депозите от ₽3 тыс. с человека).
Отличает сайт и раздел «подарочные сертификаты», которого нет на официальной странице «Современника». В нем продаются сертификаты от ₽3 тыс. и выше, которые можно потом обменять на билет на любой спектакль.
— Сертификат можно поменять на билет в самой кассе театра?
— Нет, только у нас, — отвечает девушка.
Она добавляет, что возможна массовая покупка билетов от юрлица, еще раз намекая на то, что представляет именно сервис, который платит налоги, а не привычных нам перекупщиков.
Подмена статуса
1 сентября 2019 года вступил в силу закон, согласно которому продавать билеты могут только сами театры либо уполномоченные ими лица. На сайте «Современника» сказано, что их партнерами являются «Яндекс.Афиша», ShowMart, Kassir.ru и Ticketland. То есть выходит, что сайт sovremennik-tickets.com по новому закону является завуалированной под новый термин платформой обычных перекупщиков.
Интересно, что спекулянты иногда продают почти все места на спектакль. Например, на «Постороннего» в том же «Современнике» интернет-перекупщики предлагают 136 мест из 155, то есть почти 87% зала. Причем билеты выставлены на продажу почти целыми рядами. Может даже показаться, что театр не стесняясь сам отдает билеты спекулянтам. Однако в кассе театра заявили, что не продают больше 4-х билетов в одни руки. А при попытке купить целый ряд на сайте появляется ограничение: «В один заказ нельзя добавить более 6 мест. Оплатите этот заказ и создайте новый, если необходимо больше».
Но скупить на сайте целый ряд для перепродажи все равно нельзя, уверяет замдиректора по работе со зрителем «Современика» Анастасия Осокина:
— У нас сидит программист, который заблокирует ваш IP [адрес], если вы пытаетесь купить [больше 6 билетов]. Более того, вас сразу внесут в базу, и вы будете заблокированы навсегда.
По словам Осокиной, раньше перекупщики пользовались следующей успешной схемой: бронировали билет на сайте, чтобы он висел в режиме ожидания — то есть он не куплен, но уже забронирован; теперь, для борьбы со спекулянтами, театр сократил время ожидания оплаты по брони до нескольких минут.
В пресс-службе «Электротеатра Станиславский» подтвердили, что тоже стараются бороться с перекупщиками, но не так строго, как в «Современнике». Если сотрудники театра видят, что человек берет большое количество билетов, то у него узнают — для чего, а если покупатель говорит, что берет на компанию, то в театре стараются позвонить в компанию о подтвердить запрос у ее официальных представителей.
Прокуратура не помогает
Главные риски, которые несет театр от перекупщиков — репутационные. Например, в «Современнике» рассказали, что нередки случаи, когда сайты спекулянтов продают недействительные билеты, а обманутые покупатели потом приходят жаловаться в сам театр.
По словам Анастасии Осокиной, опасность представляют не столько сайты-спойлеры, которые мимикрируют под официальные, но главным образом то, что поисковики выдают их в первых строчках — человек видит объявления от спекулянтов раньше, чем от театров. Замдиректора по работе со зрителем говорит, что театр неоднократно жаловался на спойлеры в силовые ведомства и крупным поисковикам. Первые отвечали, что сайты перекупщиков берут деньги не за сервис (то есть перепродажу со своей площадки), а за дополнительные услуги (ту же курьерскую доставку). Поисковики же шли навстречу и блокировали сайты спекулянтов, однако вскоре в выдаче появлялись новые сайты-спойлеры, которые опять вылезали в топ.
— Не помогает [их опередить] даже вложение денег в контекстную и таргетированную рекламу, — жалуется Осокина.
По ее словам, сайты перекупщиков имеют еще два отличия от официальных. Они могут выкупить ненужный билет у любого человека с небольшой наценкой, например 500 рублей. Кроме того, они отправляют билет с курьером, а госучреждениям это делать запрещено.
Заработок перекупщиков и вина театров
Если сравнить официальные сайты театров и их спойлеры, то можно обнаружить странность: бывает, что на двух платформах продаются одни и те же места. Например, 8 февраля в «Гоголь-центре» будут показывать «Русскую красавицу» по Виктору Ерофееву — на сайте театра 1 ряд 1 место стоит 1500 рублей, однако именно это место продается и на сайте перекупщиков, но уже за 2700 рублей. Причем оно есть и на сайте еще одних перекупщиков — уже за 2800 рублей.
Глава Ticketland (занимает примерно 35% московского рынка онлайн-продажи билетов) Виталий Виноградов объясняет эту ситуацию очень просто. По его словам, существует сговор между перекупщиками и сотрудниками театров.
— Спекулянты договариваются с сотрудником театра, который отгружает им квоту на распространение билетов. Речь идет не о конкретном [бумажном] билете, а о билетной информации, которую получают перекупщики. Эту квоту они и пытаются продать за дорого на своем сайте. Если она там не продается, то перекупщики отгружают квоту обратно в театр, который продает ее перед началом спектакля. Вот и вся схема. Какой-то навар идет сотруднику театра, а какой-то остается у спекулянтов. Более того, есть еще сайт zriteli.ru, на котором спекулянты между собой торгуют билетами. То есть это хорошо организованная система, которая существует уже лет 100, — говорит Виноградов.
В 2017 году РБК подсчитал, что перекупщики зарабатывают в год около 1-1,2 млрд. По словам Виноградова, сейчас эта сумма составляет порядка 25-30 млн долл, то есть примерно 1,5- 1,9 млрд рублей. Причем около 50% доходов перекупщикам приносит спекуляция на билетах в «Большой театр». Получить комментарии от «Гоголь-центра» и «Большого театра» не удалось.
Пока в театрах не прекратится практика сотрудничества с перекупщиками, спекуляция на билетах будет, уверен глава Ticketland. Побороть это практику, по его словам, может эластичная цена на билеты, как у авиакомпаний, которая зависит от сезона, популярности театра и спектакля, места в зале и других параметров.
— Нам надо сделать так, чтобы цена соответствовала спросу. Если есть большой спрос, то надо повышать цену. А отслеживать спрос на спектакли элементарно может министерство культуры РФ или департамент культуры Москвы. Можно это даже автоматизировать. Нужно делать так, чтобы цена и спрос были сбалансированы и зависели от сезона или от других данных. Например, в Венской опере вообще есть стоячие места, которые можно купить условно за 1 евро. И это прекрасно, что есть разные возможности. И если мы будем делать так — дифференцировать цены, как в самолетах, — то театры перестанут выставлять свои билеты, декларируя их, скажем, по 15 тысяч [на официальном сайте] рублей, а продавая их на деле уже по 150 тысяч рублей, которые идут на карман конкретным людям, это воровство.