«Это воровство». Как работает рынок перепродажи билетов - Московская перспектива
«Это воровство». Как работает рынок перепродажи билетов

«Это воровство». Как работает рынок перепродажи билетов

«Это воровство». Как работает рынок перепродажи билетов
«Это воровство». Как работает рынок перепродажи билетов Фото: Агентство «Москва», pixabay
Доходы перекупщиков театральных билетов растут, несмотря на принятый в 2019-ом году закон, который запрещает спекуляцию, — за два года они выросли почти в два раза. «Московская перспектива» выяснила, сколько зарабатывают спекулянты и почему рынок перекупщиков победить пока нельзя
317633_1000x667_2052_0eed1db803658e99511b36ad4247344b.jpgФото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Спойлеры или сервисы

У каждого известного московского театра есть несколько сайтов-спойлеров. Как правило, в поисковиках они выпадают в первых строках, опережая официальные сайты. Чаще всего название театра на таких веб-адресах сопровождается припиской «официальные билеты», набранной капслоком или акцентированной восклицательным знаком.

Например, у «Современника» в Яндексе легко обнаруживаются сразу три спойлера. У каждого из них имеется раздел «контакты», в котором указан реальный адрес театра, а в другие разделы скопированы афиши и аннотации к спектаклям с официального сайта. Один из таких адресов (sovremennik-tickets.com) продает билеты и предоставляет услуги консультантов в круглосуточном режиме.

Но основные различия обнаруживаются дальше. Так, 15 февраля в «Современнике» заявлен один из самых популярных спектаклей «Пять вечеров» с Сергеем Гармашом в главной роли. По состоянию на 14:00 22 января на официальном сайте «Современника» на спектакле стояла пометка «аншлаг» — то есть билетов в продаже не было. При этом у спойлера с домена «.com» в это же время продавалось 98 билетов. Каждый из них стоил минимум в два раза дороже, чем в кассе: от ₽2300 (на последний ряд бельэтажа) до ₽12 000 (во второй ряд партера).

internet-1593358_1280.jpg

Разделы «афиша», «репертуар» и «о театре» создают впечатление, что билеты продаются из первых рук, однако при заходе в раздел «гарантии» в одном из предложений вскользь упоминается, что гость сайта имеет дело с сервисом. На вопрос, почему при покупке на этом сайте приходится платить больше, его менеджер отвечает: «Мы предоставляем дополнительные услуги». В их перечень входит бесплатная доставка билета в пределах МКАД, а постоянным клиентам сайт предлагает 10-процентную скидку. Менеджер по телефону подтверждает, что представляет не сайт-спойлер, а именно сервис. Среди дополнительных услуг она называет подачу иномарки от офиса до театра (за отдельную плату) и ужин после спектакля в любом ресторане Аркадия Новикова (при депозите от ₽3 тыс. с человека).

Отличает сайт и раздел «подарочные сертификаты», которого нет на официальной странице «Современника». В нем продаются сертификаты от ₽3 тыс. и выше, которые можно потом обменять на билет на любой спектакль.

— Сертификат можно поменять на билет в самой кассе театра?

— Нет, только у нас, — отвечает девушка.

Она добавляет, что возможна массовая покупка билетов от юрлица, еще раз намекая на то, что представляет именно сервис, который платит налоги, а не привычных нам перекупщиков.

 theater-1477670_1280.jpg

Подмена статуса

1 сентября 2019 года вступил в силу закон, согласно которому продавать билеты могут только сами театры либо уполномоченные ими лица. На сайте «Современника» сказано, что их партнерами являются «Яндекс.Афиша», ShowMart, Kassir.ru и Ticketland. То есть выходит, что сайт sovremennik-tickets.com по новому закону является завуалированной под новый термин платформой обычных перекупщиков.

Интересно, что спекулянты иногда продают почти все места на спектакль. Например, на «Постороннего» в том же «Современнике» интернет-перекупщики предлагают 136 мест из 155, то есть почти 87% зала. Причем билеты выставлены на продажу почти целыми рядами. Может даже показаться, что театр не стесняясь сам отдает билеты спекулянтам. Однако в кассе театра заявили, что не продают больше 4-х билетов в одни руки. А при попытке купить целый ряд на сайте появляется ограничение: «В один заказ нельзя добавить более 6 мест. Оплатите этот заказ и создайте новый, если необходимо больше».

Но скупить на сайте целый ряд для перепродажи все равно нельзя, уверяет замдиректора по работе со зрителем «Современика» Анастасия Осокина:

— У нас сидит программист, который заблокирует ваш IP [адрес], если вы пытаетесь купить [больше 6 билетов]. Более того, вас сразу внесут в базу, и вы будете заблокированы навсегда.

По словам Осокиной, раньше перекупщики пользовались следующей успешной схемой: бронировали билет на сайте, чтобы он висел в режиме ожидания — то есть он не куплен, но уже забронирован; теперь, для борьбы со спекулянтами, театр сократил время ожидания оплаты по брони до нескольких минут.

В пресс-службе «Электротеатра Станиславский» подтвердили, что тоже стараются бороться с перекупщиками, но не так строго, как в «Современнике». Если сотрудники театра видят, что человек берет большое количество билетов, то у него узнают — для чего, а если покупатель говорит, что берет на компанию, то в театре стараются позвонить в компанию о подтвердить запрос у ее официальных представителей.

126779_1000x666_2052_133d043bc64fdfc7d68cc071d752be14.jpgЭлектротеатр «Станиславский». Фото: Агентство «Москва»

Прокуратура не помогает

Главные риски, которые несет театр от перекупщиков — репутационные. Например, в «Современнике» рассказали, что нередки случаи, когда сайты спекулянтов продают недействительные билеты, а обманутые покупатели потом приходят жаловаться в сам театр.

По словам Анастасии Осокиной, опасность представляют не столько сайты-спойлеры, которые мимикрируют под официальные, но главным образом то, что поисковики выдают их в первых строчках — человек видит объявления от спекулянтов раньше, чем от театров. Замдиректора по работе со зрителем говорит, что театр неоднократно жаловался на спойлеры в силовые ведомства и крупным поисковикам. Первые отвечали, что сайты перекупщиков берут деньги не за сервис (то есть перепродажу со своей площадки), а за дополнительные услуги (ту же курьерскую доставку). Поисковики же шли навстречу и блокировали сайты спекулянтов, однако вскоре в выдаче появлялись новые сайты-спойлеры, которые опять вылезали в топ.

— Не помогает [их опередить] даже вложение денег в контекстную и таргетированную рекламу, — жалуется Осокина.

По ее словам, сайты перекупщиков имеют еще два отличия от официальных. Они могут выкупить ненужный билет у любого человека с небольшой наценкой, например 500 рублей. Кроме того, они отправляют билет с курьером, а госучреждениям это делать запрещено.

    233317_1000x666_2052_844f390ad18f5eacb38929c7dc13158f.jpgФото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Заработок перекупщиков и вина театров

Если сравнить официальные сайты театров и их спойлеры, то можно обнаружить странность: бывает, что на двух платформах продаются одни и те же места. Например, 8 февраля в «Гоголь-центре» будут показывать «Русскую красавицу» по Виктору Ерофееву — на сайте театра 1 ряд 1 место стоит 1500 рублей, однако именно это место продается и на сайте перекупщиков, но уже за 2700 рублей. Причем оно есть и на сайте еще одних перекупщиков — уже за 2800 рублей.

Глава Ticketland (занимает примерно 35% московского рынка онлайн-продажи билетов) Виталий Виноградов объясняет эту ситуацию очень просто. По его словам, существует сговор между перекупщиками и сотрудниками театров.

— Спекулянты договариваются с сотрудником театра, который отгружает им квоту на распространение билетов. Речь идет не о конкретном [бумажном] билете, а о билетной информации, которую получают перекупщики. Эту квоту они и пытаются продать за дорого на своем сайте. Если она там не продается, то перекупщики отгружают квоту обратно в театр, который продает ее перед началом спектакля. Вот и вся схема. Какой-то навар идет сотруднику театра, а какой-то остается у спекулянтов. Более того, есть еще сайт zriteli.ru, на котором спекулянты между собой торгуют билетами. То есть это хорошо организованная система, которая существует уже лет 100, — говорит Виноградов.

277572_1000x665_2052_a25b7187dcbe97259cd9d0372a15a7ed.jpgФото: Агентство «Москва»

В 2017 году РБК подсчитал, что перекупщики зарабатывают в год около 1-1,2 млрд. По словам Виноградова, сейчас эта сумма составляет порядка 25-30 млн долл, то есть примерно 1,5- 1,9 млрд рублей. Причем около 50% доходов перекупщикам приносит спекуляция на билетах в «Большой театр». Получить комментарии от «Гоголь-центра» и «Большого театра» не удалось.

Пока в театрах не прекратится практика сотрудничества с перекупщиками, спекуляция на билетах будет, уверен глава Ticketland. Побороть это практику, по его словам, может эластичная цена на билеты, как у авиакомпаний, которая зависит от сезона, популярности театра и спектакля, места в зале и других параметров.

— Нам надо сделать так, чтобы цена соответствовала спросу. Если есть большой спрос, то надо повышать цену. А отслеживать спрос на спектакли элементарно может министерство культуры РФ или департамент культуры Москвы. Можно это даже автоматизировать. Нужно делать так, чтобы цена и спрос были сбалансированы и зависели от сезона или от других данных. Например, в Венской опере вообще есть стоячие места, которые можно купить условно за 1 евро. И это прекрасно, что есть разные возможности. И если мы будем делать так — дифференцировать цены, как в самолетах, — то театры перестанут выставлять свои билеты, декларируя их, скажем, по 15 тысяч [на официальном сайте] рублей, а продавая их на деле уже по 150 тысяч рублей, которые идут на карман конкретным людям, это воровство.

Теги: #