Фудшеринг по-русски: зачем люди и компании отдают излишки еды или кому нужна «вторая свежесть»

Фудшеринг по-русски: зачем люди и компании отдают излишки еды или кому нужна «вторая свежесть»

Фудшеринг по-русски: зачем люди и компании отдают излишки еды или кому нужна «вторая свежесть»
Фудшеринг по-русски: зачем люди и компании отдают излишки еды или кому нужна «вторая свежесть» Фото: pixabay
В мире набирает обороты движение фудшеринга – люди делятся друг с другом ненужной едой. В России бережливый подход к еде находит понимание не у всех. «МП» разбирается, кто готов делиться едой, какой едой делиться не стоит и с какими проблемами сталкиваются активисты и сочувствующие

«Фудшеринг» переводится с английского как «раздача еды». Многие из нас знакомы с проблемой, когда еды в доме оказывается больше, чем мы способны съесть. В итоге, постояв в холодильнике, эта еда выкидывается. То же самое, но в промышленных масштабах, происходит в общепите и в ритейле. По данным ООН, ущерб от продовольственных потерь в мире составляет $750 млрд ежегодно.

На прошлой неделе депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок предложил на государственном уровне поощрять торговлю и общепит за бесплатную раздачу продуктов. Но чтобы эта инициатива смогла заработать, одного поощрения мало – должен быть изменен комплекс законов - сегодня магазинам и кафе запрещено раздавать просрочку. 

baked-baking-bread-2067632.jpg

Еда из первых рук

Фудшеринг пришел в Россию в 2015 году. Причем параллельно его развитием стали заниматься в Москве и в Санкт-Петербурге. Московские активисты решили создать движение по образцу немецкого проекта foodsharing.de. Сейчас в московском проекте foodsharingrussia.ru принимают участие 22 организации и 200 постоянных волонтеров, а также 800 горожан помогают время от времени. В том же 2015 году «ВКонтакте» появились сообщества, в которых можно было поделиться едой с другими участниками этих групп. Самое первое создала в Петербурге Саша Легкая - сообщество называется «Фудшеринг Отдам даром еду». Сейчас с этим сообществом сотрудничают порядка 100 организаций в обеих столицах, поскольку питерское сообщество обзавелось участниками и в Москве.

По словам сооснователя проекта foodsharingrussia.ru Анны Успенской, чаще всего партнерами проекта становятся пекарни, кафе, столовые, несетевые магазины, небольшие производства. Реже получается договориться с ресторанами, кейтеринговыми службами, фестивалями и разовыми мероприятиями.

Анна Успенская
Анна Успенская
Сооснователь проекта foodsharingrussia.ru
«Мы сотрудничаем преимущественно с несетевыми организациями. Хотя есть и исключения. Разглашать названия партнёров мы не можем чтобы не создавать им проблем»
    

Благотворительная раздача еды сегодня ведется бизнесом на свой страх и риск, вне правового поля. «Мы не можем заключать договоры о безвозмездной передаче товаров, так как для организаций это убыточно - они в этом случае платят НДС и налог на прибыль, а если просто списывают на выброс - не платят, - полагает Анна Успенская. - А порой по закону отдавать продукты и вовсе невозможно (если речь о некондиции типа подмятых овощей или просрочке). Поэтому до оформления этой деятельности как благотворительной ещё довольно далеко».

supermarket-949912_1280.jpg

Журналист и активист разумного потребления Наталья Паласьос, организовавшая в прошлом году круглый стол «Смена Food Waste», отмечает, что в стране очень жесткое законодательство в отношении срока годности продуктов, которые скорее обозначают сроки продаж для супермаркетов, заставляя их выбрасывать зачастую еще годную к употреблению продукцию.

Например, в начале весны екатеринбургский предприниматель открыл в городе супермаркет «Жизньмарт», который торговал натуральными продуктами локальных производств, часто с небольшим сроком годности. Спрос на продукцию оказался ниже ожидаемого, продукты на полках стали портиться. Владелец магазина Иван Зайченко объявил об акции - просроченные хлеб, овощи и кисломолочку можно было забрать бесплатно. Малообеспеченные горожане с удовольствием разобрали весь просроченный ассортимент. Предприниматель рассказал об этом опыте в соцсетях, и сразу после в магазине появились сотрудники Роспотребнадзора. Они предписали выкинуть все просроченную еду, а владельца магазина пообещали оштрафовать на сумму от 100 тыс. рублей до миллиона – в соответствии с буквой закона.

bread-1281053_1280.jpg

Преломив хлеба

Впрочем, успехи у фудшеринга все же есть. О своем опыте взаимодействия с благотворительной организацией рассказала повар-универсал отеля и ресторана «Рихтер», организатор фестиваля Eat Film Festival Екатерина Дроздова: «В «Рихтере» ежедневно нужен свежий хлеб, поскольку мы пятизвездочная гостиница. Не всегда постояльцам хлеб оказывается нужен». 

Екатерина Дроздова
Екатерина Дроздова
Повар-универсал отеля и ресторана «Рихтер», организатор фестиваля Eat Film Festival
«Недавно у нас скопилось 30 батонов вкуснейшего хлеба, который совсем некуда было девать. Какой-то хлеб чуть более черствый, какой-то идеальный. Я подумала, что надо что-то придумать, хотела отнести его в церковь, погуглила и сразу нашла сайт движения фудшеринг. Через час приехали волонтеры и все забрали. Теперь мы приглашаем их всякий раз, когда у нас скапливается хлеб»
    

По ее словам, как правило, у ресторанов нет в ежедневном режиме остатков лишней еды – если заведение грамотно планирует работу кухни, то там не остается продуктов, которые можно было бы отдать. «Когда вдруг такое случается, то лишнее забирает персонал. Иначе дело обстоит в банкетных службах - там бывает много излишков», - говорит Дроздова.

53846734_412330925998927_2375005833948823552_n.jpg

На фестивале Eat Film Festival, который она проведет в Москве нынешним летом, будут показаны два фильма на экологическую тематику – один о фудшеринге и еще один – о food waste – то есть пищевых потерях, связанных с перепотреблением. «Неожиданно тема бережного отношения к еде стала очень актуальной за последний год», - отметила Екатерина.

Владелец кулинарии «Рогалик» на Никольской улице Павел Смирнов убежден, что основная проблема фудшеринга – организационная: «Мы с удовольствием готовы отдавать нераспроданную, но еще кондиционную продукцию благотворительным организациям. Проблема в том, что когда я готов подарить что-то, желающие получить это ставят нам свои условия. 

Павел Смирнов
Павел Смирнов
Владелец кулинарии «Рогалик»
«Мы общались на тему фудшеринга с храмами и волонтерскими организациями. Они отвечают, что примут с радостью, но просят о доставке – в 10 – 12 ночи сами ехать к нам не хотят. Для нас это дополнительные расходы»
    

Вся продукция кулинарий хранится согласно четким нормативам - от 6 до 72 часов. Заправленные салаты 6 – 12 часов, как и горячие блюда, а вот торты – до 48 часов. По словам Павла Смирнова, в среднем 3 – 4% от товарооборота ежедневно приходится списывать. Когда-то это может быть два кило салата, когда-то пятьдесят котлет. Пока волонтеры не спешат на Никольскую, и сейчас то, что не распродано, уходит зачастую на комплементы для новых посетителей – это помогает заведению расширять лояльную благожелательную аудиторию.

bakery-1868925_1280 (1).jpg

В частном порядке

Если привлечению бизнеса к фудшерингу мешает закон и организационное несовершенство волонтерских организаций, то на частном уровне это движение более чем успешно. Во «ВКонтакте» можно найти огромное количество групп по фудшерингу. Они есть во многих городах страны, от Миаса до Волгограда. Самая большая группа объединяет 50 тыс. участников Москвы и Петербурга. Создала группу в 2015 году клинический психолог и веган Саша Легкая. Проект оказался востребованным – только за последний год группа выросла на 10 тыс. человек.

vegetables-3522161_1280.jpg

«Икра кабачковая 5 банок. Салат из огурцов 3 банки. Варенья разные 5 банок. Все хорошее, это излишки», - пишет в сообществе Наталья Л. Полчаса спустя делает апдейт записи: «Все забрали».

Но так везет не всякой еде. Пока желающих получить не нашлось у овсянки в пакетиках:

«Москва, Теплый стан, ул.Варги (к метро подойти не смогу)
- Быстров, каша 5 злаков и черника. Срок истёк в декабре 2017.
- Хлопья гречневые, одна пачка открыта, другая запечатана. Насекомых нет. Срок истёк в ноябре 2017», - пишет Ольга Кунцевич.

Анна Егорова из Петербурга разместила фото из салона грузовой газели: 

«Раздача сегодня с 18-18.30. Ул. Дыбенко 20к.1 у магазина Зоотоваров. Лук, имбирь, свекла, чёрная редька, мандарины (на 3), салат. Пишите в личку. Без брони. Все хорошего качества».

Пост активно лайкают и комментируют. В самом деле, почему бы и не забрать эти овощи?

Сама Саша живет в Петербурге, и, по ее словам, в каждом из городов фудшеринг пользуется популярностью по-разному.

Саша Легкая
Саша Легкая
Клинический психолог и веган
«В Питере среди участников сообщества больше молодежи (от 18 до 32 лет), в Москве более взрослая публика (от сорокалетних до пенсионеров). Если у нас популярна идея экологичности и благотворительности, то в Москве людям скорее нравится получить что-то бесплатно. Почему – большая загадка»
    

В группе запрещено делиться мясом и рыбой – они потенциально опасны – печеньем не отравишься, а мясом вполне возможно. Других запретов в сообществе нет. По правилам сообщества, волонтер, получая крупную партию продуктов (к примеру, на овощебазе – среди партнеров группы участники продовольственного бизнеса тоже есть, и тоже предпочитают не афишировать свою вовлеченность в эту инициативу), должен отдать две трети участникам сообщества, а треть может оставить себе.

muffin-1390368_1280.jpg

По мнению Саши Легкой, идея фудшеринга получает все большее распространение – людям нравится ощущать себя причастными к экологическим инициативам, которые, к тому же, позволяют тратить меньше денег на еду. «Слово перепотребление мы начали использовать одни из первых, три – четыре года назад нам даже очень часто говорили, что такого термина не существует, - уверена она. - Сейчас его употребляют и в газетах, и в интервью. Тема с чрезмерным потреблением стала популярной, - люди поняли, что это плохо для того мира, в котором мы живем.

Теги: #