Где находится МАССОЛИТ

Где находится МАССОЛИТ

Где находится МАССОЛИТ
Где находится МАССОЛИТ
Юбилеи всегда подогревают интерес публики к творчеству писателя. Но, пожалуй, это не совсем наш случай. Ведь книги Михаила Афанасьевича Булгакова никогда не теряли популярности. 2021 год примечателен двумя датами – в мае мы отмечали 130-летие со дня рождения писателя, а в сентябре исполнится ровно 100 лет со дня его переезда в Москву. Пройдемся по московским улицам, на которых оживают герои его произведений.

Рукописи не горят
Впрочем, памятник Булгакову в Москве все же появился – в 2018 году. Он установлен на Большой Пироговской улице, рядом с домом 35а (скульптор Георгий Франгулян). В пальто с поднятым воротником и с неизменной папиросой в зубах писатель возвышается над разбросанными горящими рукописями. Место выбрано не случайно – в этом доме Булгаков жил вместе со своей третьей женой Еленой Шиловской с 1927 по 1934 год. Здесь он работал над первыми редакциями романа «Мастер и Маргарита», здесь был написан «Театральный роман». Здесь же состоялся знаменитый телефонный разговор со Сталиным в ответ на письмо Булгакова в ЦК, в котором он просил вы- пустить его из страны или дать работу. 

Елена Шиловская вспоминает в своем дневнике, что на предложение Сталина уехать за границу Михаил Афанасьевич ответил: «Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

– Вы правы, – сказал Сталин. – Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
–Да, я хотелбы. Но я говорил об этом, но мне отказали.
– А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся...

На следующий день Булгаков пошел во МХАТ, где его встретили с распростертыми объятиями и сразу же приняли на работу».

«Нехорошая квартира»
В конце сентября 1921 года Михаил Булгаков и его первая жена Татьяна Лаппа приезжают в столицу.  «…Въехал я в Москву ночью. По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу. Ибо что бы ни происходило, что бы вы ни говорили, Москва – мать, Москва – родной город» (фельетон «Сорок сороков»). Писатель поселился в одной из 10 комнат коммунальной квартиры в бывшем доходном доме промышленника Ильи Пигита на Большой Садовой. Именно в той, что после будет фигурировать как «нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита», а жильцы коммуналки – в качестве сатирических героев. Знаменитая Аннушка по прозвищу «Чума», ставшая причиной смерти Берлиоза, – вполне реальный персонаж, склочная  соседка Булгакова Анна Горячева.

После выхода романа в 1966 году в журнале «Москва» дом на Садовой стал культовым местом поклонников творчества писателя. Сейчас там находятся Музей М.А. Булгакова и музей-театр «Булгаковский дом», а знаменитые граффити в подъезде стали частью его экспозиции.

«Запрещено разговаривать с незнакомцами»
Такой неофициальный знак установлен на Патриарших прудах – месте, где «однажды весною, в час небывало жаркого заката» произошла встреча Ивана Бездомного и Берлиоза с Воландом и его свитой.

Как известно, встреча эта закончилась гибелью Берлиоза под колесами трамвая, а произошло это на перекрестке Малой Бронной с Ермолаевским переулком. Однако это авторский вымысел – по Бронной никогда не ходили трамваи, впрочем, как и название места:  в 1924 году власти переименовали Патриаршие пруды в Пионерские из атеистических соображений. Но один факт достаточно любопытен – в начале 1930-х годов на Пионерских прудах орудовала банда гипнотизеров. Возможно, именно эта история и легла в основу начала романа.

Как ни странно, на Патриарших нет памятника Булгакову, хотя идея установить его возникла еще в конце 1990-х годов и решалась на государственном уровне. Тогда конкурс выиграл скульптор Александр Рукавишников. Это должен был быть комплексный архитектурно-скульптурный проект: на сломанной скамейке сидит Булгаков, неподалеку от него Иешуа, словно парящий над водой, Мастер и Маргарита в машине, которую ведет грач, веселые Коровьев и Бегемот, выглядывающие из-за примуса.  Примус предполагалось разместить в центре пруда на высоте 15 метров, ночью он должен был гореть оранжевым светом. Именно примус и стал камнем преткновения – против выступили жители района, мотивируя это тем, что проект слишком велик для Патриарших, к тому же здесь уже есть памятник Крылову. В результате скульптурная группа не была установлена, а часть композиции сейчас можно увидеть в арт-пространстве «Рукав» на углу Сивякова пер. и Земляного Вала и во внутреннем дворе «Булгаковского дома» на Садовой.

Театральный роман
С театральным миром Москвы отношения у Булгакова складывались непросто. Его пьесы имели оглушительный успех и... запрещались. В 1925 году режиссер МХАТа Борис Вершилов предложил Булгакову написать пьесу по его роману «Белая гвардия». Результатом этой работы стали «Дни Турбиных». Пьеса понравилась са- мому Сталину, он смотрел ее не менее 14 раз. Но все же назвал «антисоветской штукой», в результате пьесу запретили. Впрочем, в 1932 году она снова вернулась в  репертуар.

В 1926-м в Театре им. Вахтангова состоялась премьера «Зойкиной квартиры», которая тоже имела большой успех, хотя вызвала недовольство Луначарского. Но тогда спектакль не закрыли – он шел в течение двух лет. Гонения на писателя начались в 1930 году: его пьесы снимали с репертуаров театров, а книги перестали печатать. Но после звонка Сталина Булгакова приняли во МХАТ в качестве ре- жиссера-ассистента, где он рабо- тал до 1936 года. В этом же году, 16 февраля, состоялась премьера «Кабалы святош» («Мольер»), но после семи спектаклей была запрещена, а в «Правде» появи- лась разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После публи- кации Булгаков был вынужден уйти из театра. «МХАТ – клад- бище моих пьес», – с горечью говорил писатель. После он работал либреттистом и пере- водчиком в Большом театре. В 1939 году Булгаков пишет пьесу «Батум» о Сталине (она не вы- шла, так как вождь посчитал не- уместным спектакль о себе) и начинает диктовать жене Елене Сергеевне последний вариант романа «Мастер и Маргарита».

___________________________

Главная книга. Роман «Мастер и Маргарита» стал не только главной книгой в жизни Булгакова, он высветил множество мест на карте Москвы, которые стали культовыми для почитателей творчества писателя. До сих пор литературоведы разгадывают головоломки романа и находят «те самые» адреса.

Дом Мастера. Неподалеку от Остоженки находится небольшое деревянное строение, которое называют «домом Мастера» (Мансуровский переулок, 9). Он идеально подходит под описание жилища главного героя романа. В 1920-е годы прошлого века здесь жили братья Топлениновы, с которыми дружил Булгаков. Старший брат, Владимир, был актером, а младший Сергей служил в Малом театре и во МХАТе художником-декоратором. Булгаков часто бывал в этом доме, где ему даже выделили небольшую комнатку с печкой на цокольном этаже. Сам писатель и не скрывал, что именно дом братьев Топлениновых стал прообразом московского жилища Мастера.

Дом Маргариты. Как известно, «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата». Увы, у литературоведов нет точного ответа, где именно располагался дом главной героини романа. Среди претендентов – двухэтажный каменный особняк с чугунной решеткой в Малом Власьевском, 12, и построенный в 1898 году Шехтелем особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17). В нем весьма заметны элементы готики, которые упоминаются в романе. Любопытна и история, связанная с этим местом: промышленник Морозов был влюблен в актрису Марию Андрееву. Но та предпочла ему писателя Максима Горького. Аналогия с сюжетом романа прослеживается, не так ли?

Место встречи Мастера и Маргариты. «Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась.  Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно.  И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Доподлинно известно, что Маргарита свернула с Тверской в Большой Гнездниковский переулок. Именно там, в доме № 10 Булгаков познакомился со своей будущей женой Еленой Сергеевной Шиловской.

Дом Грибоедова. Здесь размещался МАССОЛИТ – крупнейшая литературная организация, возглавляемая Михаилом Александровичем Берлиозом. Место тоже весьма узнаваемое. Это так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 1920-е годы размещались РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей).  А знаменитый ресторан Дома Грибоедова – это не что иное, как ресторан Клуба театральных работников, директором которого тогда работал Я.Д. Розенталь, послуживший  прототипом Арчибальда Арчибальдовича.

Пашков дом. «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев». Здание было построено архитектором Василием Ивановичем Баженовым для Петра Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка. Существует легенда, что дом построен «задом наперед». Ведь фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а главный вход в него – со Старо-Ваганьковского переулка. Неудивительно, что для последних минут в Москве и полета в вечность Воланд выбрал именно этот необычный особняк.

Теги: #