Города нового формата - Московская перспектива

Города нового формата

Города нового формата
Города нового формата
В столице стартовала выставка АрхМосква, в рамках которой прошел круглый стол «Московской перспективы», посвященный транспортно-ориентированному девелопменту. Участниками дискуссии стали сопредседатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина, управляющий партнер, ГК «Спектрум» Владимир Иванов, а также руководитель группы научных исследований транспортной инфраструктуры НИиПи Градплана Владимир Швецов. Эксперты обсудили проблемы развития мегаполиса в условиях пандемии, влияние транспорта на жизнь горожан и девелоперов, а также устойчивое развитие городов

Сессию открыл сопредседатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. По мнению эксперта, сегодня сразу несколько доминант развития города требуют переосмысления. «Многочисленные исследования, проводившиеся в столице в последние годы показывают, что транспортная доступность является приоритетным вопросом при выборе жилья. Но отношение покупателей и стратегия развития города меняются. Мы много лет занимались развитием общественного транспорта, у этой задачи всегда был огромный приоритет. Но сейчас люди боятся ездить в метро. И если автомобильный трафик в Москве восстановился за месяц, то пассажиропоток общественного транспорта даже сейчас не вернулся к допандемийным показателям. Поэтому вопрос обеспечения безопасности пассажиров имеет огромное значение», - подчеркнул Алексей Расходчиков.

Эксперт также отметил, что новый смысл приобретают Троицкий и Новомосковский округа. «После первой волны эпидемии люди разделились на два лагеря: одни провели карантин в квартирах, а другие на дачах. Москвичи, вынужденно оставшиеся в квартирах, оценили все прелести небольшого метража. Поэтому новая Москва обретает большое значение – она может предложить людям высокое качество жизни. Это и отличная экология, и возможность увеличения метража жилья», - подчеркнул Алексей Расходчиков. 

Он представил исследование «Здоровый город: новые тенденции устойчивого развития мегаполиса», проведенное центром урбанистики «Город» после завершения первой волны пандемии. Согласно полученным данным, жители новой Москвы более позитивно оценивают происходящие в столице изменения. 63,5% жителей новой Москвы считают, что за последние два года жизнь улучшилась, тогда как среди москвичей такого мнения придерживаются 58,5 % респондентов. Ухудшение жизни отметили 17,3% жителей новой Москвы и 24,9% жителей старой столицы. 

В исследовании говорится и об оценке действий властей города во время пандемии. «Самой популярной мерой поддержки среди жителей ТиНАО стала адресная помощь – это выплаты семьям с детьми и помощь пожилым людям на дому. Но здесь нужно отметить, что одна группа населения оказалась практически без помощи. Это студенты. Эту многочисленную группу нельзя оставлять без поддержки, которая может заключатся в увеличении стипендий до уровня прожиточного минимума», - отметил Алексей Расходчиков. Сопредседатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город» также отметил, что пандемия меняет приоритеты проблемного поля. «Сегодня классические городские вопросы, такие как развитие транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства уходят на второй план. Большее значение у жителей приобретают проблемы здравоохранения и трудоустройства. Также ухудшается ситуация в вопросе миграционной политики», - сказал Алексей Расходчиков. Спикер подчеркнул, что в последние годы развитие новой Москвы отошло на второй план, оттесненное программой реновации жилья и дорожно-транспортным строительством. «Сейчас на рост территорий Троицкого и Новомосквоского округов нужно сделать больший акцент. Именно эти округа больше приспособлены под реализацию принципов устойчивого развития», - отметил Алексей Расходчиков.

Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина отметила, что сегодня в городах сосредоточено 96% зараженных коронавирусной инфекцией. «При этом, чем крупнее город, тем меньше он защищен. Поэтому сегодня необходимо внимательно отнестись проектированию городов. Главная проблема – это мобильность. Это основной приоритет устойчивого развития города наравне с экологией. Невозможно добраться ни в одну точку города, если ты не пользуешься личным или общественным транспортом. А в центре Москвы сейчас сосредоточено 40% рабочих мест. Возникает вопрос – как организовать пространство таким образом, чтобы люди могли быстро добраться до работы? Решение проблемы связано с градостроительством», - говорит Ирина Ильина.

По мнению главы Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, сегодня города строятся по принципу зонирования. «Это жилые зоны, рабочие, производственные и так далее. Фактически каждый вид деятельности обособлен. Сегодня во всем мире ведется разговор о необходимости создания мультифункционального зонирования, когда один квартал может обеспечить жителей всем необходимым – и жильем, и работой, и образованием, и медициной, и отдыхом. Это огромная проблема, поскольку крупные мегаполисы уже сформированы, и перестраивать из трудно и дорого», - пояснила Ирина Ильина. Она подчеркнула, что существует несколько путей решения этой проблемы. «Самое важное здесь - планировать развитие городов на будущее. Поэтому роль проектировщиков обретает огромное значение. Фактически наши проектировщики должны стать футурологами. Они должны учитывать все обстоятельства включая эпидемию и другие форс-мажорные факторы», - подытожила Ирина Ильина.

В свою очередь управляющий партнёр ГК «Спектрум» Владимир Иванов отметил, что пандемия COVID-19 меняет общественные пространства. «Транспортные узлы предполагают массовый пешеходный трафик, в связи с чем в таких помещениях риск распространения вируса возрастает. «Спектрум» совместно с партнерами на основании мировой практики и официальных рекомендаций определил ряд мероприятий, которые способны упреждать и минимизировать распространения вирусов. Первое – необходимо увеличивать пространство, чтобы людям было проще соблюдать дистанцию. Второе – разделять потоки людей, в особенности на транспортных объектах, где необходимо физически отделать уезжающих от приезжающих. Третье – соблюдать максимальную бесконтактность. Четвертое – уделять большее внимание системам воздухообмена и дезинфекции», - пояснил Владимир Иванов.