Грани совершенства: почему будущее жилых проектов столицы за функциональными кровлями, террасами и зелеными кулисами

Грани совершенства: почему будущее жилых проектов столицы за функциональными кровлями, террасами и зелеными кулисами

Грани совершенства: почему будущее жилых проектов столицы за функциональными кровлями, террасами и зелеными кулисами
Грани совершенства: почему будущее жилых проектов столицы за функциональными кровлями, террасами и зелеными кулисами
Реклама. ООО «СЗ «ЭТАЛОНИ Европа», ИНН: 7709448420. Erid:LjN8JvQ1L

Адаптация в последние годы стала новым архитектурным жанром, непростым и очень востребованным. Именно в этом направлении архитектурное бюро GAFA работает над двумя московскими проектами девелопера October Group: жилым комплексом бизнес-класса Stories на Мосфильмовской и клубным домом King & Sons. Основатель бюро Григориос Гавалидис рассказал «МП» о новых трендах московского девелопмента, об особенностях и тонкостях адаптации проектов мировых архитекторов под столичные запросы.

[МП] Вы совместно с японским бюро NIKKEN разрабатывали концепцию благоустройства ЖК Stories. В чем особенности проекта и как он вписан в ландшафт Мосфильмовской?

– Я думаю, что у этого проекта есть неоспоримая ценность, и она заключена в ряде характеристик. В Stories существует активный уличный фронт с полноценным стрит-ритейлом. Мы, как ландшафтные архитекторы, усилили его комфорт и удобство за счет зеленого буфера, создав защитную среду от дороги, но при этом сохранили его проницаемость. Весь внешний фронт представляет собой комфортное непрерывное пространство, где люди будут гулять, совершать покупки и отдыхать в ресторанах. Мы дораскрыли идею NIKKEN, сделали больше озеленения и высвободили пространство для всех форматов ритейла. Конечно, многое будет сочетаться с общим дизайн-кодом, так как ритейл должен гармонично интегрироваться в общую архитектурную концепцию.

В проекте предусмотрена и офисная составляющая, которая дополнит ритейл и будет эффективно зонирована от жилой части. Создание отдельного лобби и коворкинга для офисных сотрудников позволит разделить потоки жителей и сотрудников офиса, что сохранит приватность комплекса. Проект реализовывал заложенный столицей тренд на 5-минутный город – запрос мегаполиса мы полностью поддерживаем.

Еще одна особенность Stories – функциональная эксплуатируемая кровля с Южным и Северным садом, где резиденты комплекса смогут заниматься спортом или любоваться городом с высоты 1-этажного корпуса. За счет ландшафта на кровле мы обогащаем виды на город и МГУ, парки и леса. На сегодняшний день благоустроенная кровля, доступная для жителей, – все еще редкий формат, свойственный премиальным проектам.
24_3.jpg

[МП] Соотносится ли концепция зарубежного проекта с современными столичными градостроительными тенденциями?
Stories на Мосфильмовской стал неотъемлемой частью градостроительной повестки Москвы благодаря успешной адаптации проекта. И здесь мы выделяем несколько идеологических основ:

– взаимодействие с городом через инфраструктуру и офисный кластер;
– появление новых панорамных видов с эксплуатируемой кровли;
– комплексная реализация проекта: синергия суперкачества, баланса зелени и эстетической составляющей.

Плюс к этому – комфортное пребывание жителей в организованных общественных пространствах (лобби, двор, кровля). Чтобы создать дополнительный уют, мы предложили организовать палисадники вдоль всего фасада и открыть виды из витражных окон лобби непосредственно на природу.

Двор Stories компактный, поэтому кроме озеленения приоритет был отдан и игровым пространствам. В самом его центре находится двухуровневая панорамная детская площадка, окруженная природными холмами и деревьями, на которой будет комфортно находиться детям разных возрастов. А для тех, кто хочет поработать или просто насладиться тишиной, реализована локация с амфитеатром и водоемом.

[МП] Раменки – исторический район с плотной застройкой. Площадь для благоустройства здесь ограничена. Как вы решили этот вопрос?

– Под площадью благоустройства мы подразумеваем не только двор, но и первые этажи, общественные зоны, стрит-ритейл, кровлю. Все то, чем ежедневно могут пользоваться резиденты. Поэтому очень важно сделать эти пространства непрерывными, дать им единое прочтение через дизайн, ландшафт, функцию, настроение.

Важно отметить, что кровля как продолжение двора – достаточно редкий прием для жилых комплексов бизнес-класса Москвы. Кроме того, компактность стала драйвером эффективного зонирования и наполнения всех пространств проекта.

[МП] Второй ваш проект для October Group, клубный дом King & Sons, окружен атмосферой некоторой таинственности. Что в итоге будет включать в себя новый ЖК? В чем его привлекательность?

– Мы только начали работу над King & Sons, но я могу сказать, что проект клубного дома October Group создает ощущение суперзакрытой территории. Как будто частный дом, расположенный за городом, «вырос» на 15 этажей. Приватность усиливается из-за отсутствия коммерции и стрит-ритейла на первых этажах. Для нашего бюро это непривычная типология, потому что мы работали с клубными домами, как правило, в плотной застройке с минимальным пространством внутреннего двора. Здесь же двор занимает большую часть площади проекта, продолжением которого становится и функциональная кровля. Есть отдельные павильоны с функцией спорта, создано большое количество террас – в том числе кровля как некая новая терраса и личные террасы-патио на первых этажах. К слову, более 70% квартир в проекте оборудованы террасами с видами на посольский квартал, МГУ и его Ботанический сад.

Событийность внутри жилых домов – одно из наших главных увлечений. Мы часто видим, что взрослым очень скучно во дворах и детских игровых зонах, здесь они присутствуют только ради детей. Наша цель – развитие этой составляющей в дворовых пространствах. В философию благоустройства King & Sons заложены мультифункциональные решения: кинотеатр, йога, сад для медитаций – всё, что будет интересно резидентам в тот или иной момент жизни. Мы также понимаем, что сегодня есть запрос на новый, по-домашнему уютный формат социализации. Так, многообразие зон релакса поможет собраться вокруг очага, побыть наедине друг с другом, побеседовать в кругу семьи. И это уже не привычные нам комьюнити-столы с играми, а что-то очень близкое и свойственное загородному дому.
24_2.jpg

[МП] Сайт проекта говорит, что резиденты будут жить в зеленой и бесшумной Москве. Особенно поражает второе: тишина в условном центре одного из крупнейших мегаполисов мира – это что-то фантастическое. С помощью чего вы планируете добиться такого эффекта? Какие приемы для этого использовали?

– Мы получаем тишину за счет работы с рельефом, геопластикой и растениями, создаем разновысотный зеленый ландшафт. Все эти элементы становятся буферами, активно защищающими территорию двора от шума и пыли. Мы также стараемся создавать и визуальную защиту дворового пространства, высаживая крупные деревья и кустарники по периметру. Это своего рода природная кулиса, сквозь которую виден намек на окружение, но при этом дворовое пространство концентрирует внимание на себе, обращает нас вглубь себя.

[МП] В чем именно состоит работа по адаптации проекта к московской действительности? Требует ли она специальной подготовки или любой работающий архитектор сможет адаптировать зарубежный проект?

– Адаптация – это новый жанр, с которым мы столкнулись в последние 3–4 года, причем он намного сложнее, чем проектирование. Это очень непростой процесс, требующий опыта и больших эмоциональных ресурсов, насмотренности и знаний. Нужно больше дискутировать с заказчиком и объяснять, почему ему стоит расстаться с какой-то идеей и принять ее адаптированную версию. То есть мы становимся юристами своих решений.

В последнее время мы адаптируем все больше и больше проектов. Они требуют переосмысления из-за разницы нормативов, бюджета, технических возможностей и даже учета особенностей российской ментальности. Работая над Stories, мы поняли, что некоторые идеи NIKKEN стоит адаптировать под формат русского человека – они ментально сложно интегрируемы в наше восприятие. И это нельзя рассматривать как минус – скорее, как национальную особенность. Например, у японцев больше экстравертности в ландшафте. А для русских очень важна приватность и камерность, одновременно ощущение свободы и защищенности. То есть мы берем невероятно философский восточный дизайн, подхватываем его поэтику и разворачиваем ее в сторону камерности. Через озеленение и насыщенность ландшафта каждый резидент может почувствовать себя во дворе, в лобби, на эксплуатируемой кровле или террасе как дома. Это, наверное, ключевое отличие.

[МП] Правда ли, что на этапе адаптации проектов зарубежных архитекторов добавляются новые идеи, так как именно отечественным архбюро проще «приземлить» концепты топовых иностранных специалистов? Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

– В проекте благоустройства Stories мы воплотили идеи зарубежных коллег из NIKKEN, но некоторые из них стали вызовом из-за особенностей мегаполиса. Один из ярких примеров – создание детского пространства в форме парящего моста без опор. Мы стремились сохранить ключевые аспекты оригинальной концепции: настроение, функциональное определение. Постарались избегать акцентирования только на одной доминанте и дали возможность каждой детали пространства быть удобной и качественно реализованной. Так, мост стал защищенной игровой зоной, рассчитанной на большое количество детей разных возрастов. То есть мы сделали next level в концепции NIKKEN, доработали ее.

___________________________

photo_2024-05-27_17-13-24.jpg
Юрий Коган, коммерческий директор October Group: “GAFA Architects стали надежным партнером в создании знакового общественного пространства нашего флагманского проекта Stories на Мосфильмовской. Мы убедились, что креативность и экспертность подчеркнута их талантом в области ландшафтного дизайна. Внимание к деталям, выбору материалов, тщательность при проработке и адаптации концепции помогли нам создать по настоящему уникальный проект”.