Испытано на прочность

Испытано на прочность

Испытано на прочность
Испытано на прочность
Большая кольцевая линия Московского метрополитена поехала. «Реализован масштабный и очень нужный для города проект», – заявил президент РФ Владимир Путин во время открытия БКЛ. Он сказал, что строителей можно назвать героями – преодолев сложнейшие гидрогеологические условия, они проложили тоннели Большого кольца в кратчайшие сроки. По словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, важная роль в этом деле отводится Мосгосстройнадзору, который выполнил 1442 проверки качества работ.

Большое метрокольцо московские власти задумали еще в советские годы, однако дальше разговоров дело не пошло. Всерьез проектом столичное правительство занялось в 2011 году, построив за 11 лет самую большую в мире кольцевую линию метрополитена. «БКЛ – событие для нашего города. Москвичи гордятся своим метро. По сути, это сердце столицы, а Большая кольцевая линия сделала его еще удобнее для каждого из нас», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин. 

Успешное завершение самого крупного проекта в отечественном метростроении, по словам Андрея Бочкарёва, было бы невозможно без государственного строительного надзора. «Специалисты Мосгосстройнадзора уделяли повышенное внимание всем объектам БКЛ, поскольку они, как правило, относились к категории технически сложных и особо опасных. Для каждой станции составлялась индивидуальная программа проверок, каждый километр построенных путей был тщательно исследован и прошел все необходимые испытания перед сдачей в эксплуатацию», – сказал глава стройкомплекса.

Возведение ряда станций Большого кольца потребовало особых проектных и технических решений. Так, станцию «Кленовый бульвар» возводили вблизи музея-заповедника «Коломенское». «Трассировку линии выполнили таким образом, чтобы станционный комплекс был расположен за пределами парка, а тоннели прошли под периферийной территорией, не затрагивая центральную часть с наиболее ценными объектами», – пояснил Андрей Бочкарёв.

Для безопасного проведения работ в непростых гидрогеологических условиях и рядом с жилыми домами были приняты вспомогательные меры – строители установили дополнительные ярусы крепления ограждающих конструкций котлована. Сложные грунты повлияли и на сооружение станции «Нагатинский Затон», которую возводили на омываемом Москвой-рекой полуострове. Для защиты перегонных тоннелей от подземных вод их дополнительно усилили металлической изоляцией, образующей своего рода трубу внутри тоннеля.

Станцию Большой кольцевой «Печатники» разместили рядом с одноименной станцией Люблинско-Дмитровской линии, и строительный процесс не должен был повлиять на ее работу. Для этого сооружение перегонного тоннеля в сторону «Нагатинского Затона» начали практически из центра будущего котлована новой станции «Печатники». Особенности станции БКЛ «Марьина Роща» – самое глубокое залегание (72 метра) и самый большой наклонный спуск эскалаторов (130 метров). Строители трудились в зоне, которая могла повлиять на устойчивость наземных строений. Это один из самых сложных проектов столичной подземки – из-за наличия плывунов пришлось делать глубокую заморозку грунта. Новую станцию возводили закрытым способом под действующей Люблинско-Дмитровской линией.

«Повышенного контроля со стороны инспекторов комитета требовали буровзрывные работы, которые проводились при проходке тоннелей БКЛ глубокого заложения. Они велись под существующей городской застройкой, специалисты постоянно мониторили состояние наземных зданий и сооружений в районе строительства», – пояснил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко. Прочность несущих конструкций, качество отделки станций исследовали сотрудники подведомственного Мосгосстройнадзору Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве (ГБУ «ЦЭИИС»).

В период строительства Большой кольцевой линии эксперты ГБУ «ЦЭИИС» приняли участи в 308 выездных проверках и выполнили более 2,7 тыс. исследований и испытаний. Всего под надзором комитета находилось 90 объектов в составе Большого метрокольца. «Не только станции БКЛ, но и любые другие объекты метрополитена проверяются досконально на всех этапах строительства. При выявлении каких-то нарушений подрядчик устраняет их оперативно и качественно под надзором наших инспекторов. Других вариантов просто нет – это подземное строительство», – подытожил Игорь Войстратенко.

Теги: #