Кадровый голод в логистике: к 2030 году дефицит персонала составит 1,5 млн человек - Московская перспектива
Кадровый голод в логистике: к 2030 году дефицит персонала составит 1,5 млн человек

Кадровый голод в логистике: к 2030 году дефицит персонала составит 1,5 млн человек

Кадровый голод в логистике: к 2030 году дефицит персонала составит 1,5 млн человек
Кадровый голод в логистике: к 2030 году дефицит персонала составит 1,5 млн человек агентство «Москва»
По оценкам аналитиков Arthur Consulting, к 2030 году кадровый дефицит в транспортно-логистической отрасли вырастет на 50% и составит не менее 1,5 млн человек.
В последние годы кадровый дефицит в транспортно-логистическом комплексе России достиг высокого уровня, что оказывает негативное влияние на экономическое развитие отрасли. По данным на 2024 год, в российской логистике занято до 6 млн человек, что составляет около 8% от общей численности занятого населения. 

Нехватка кадров составляет до 20% сотрудников, то есть для устранения кадрового дефицита необходимо не менее 1 млн человек. При этом по некоторым направлениям количество вакансий постоянно растет. Например, в открытом доступе количество вакансий для водителей категории Е выросло на 32% с начала 2024 года и на август составляет более 8000. При этом резюме по этому направлению в этот же момент не более 2000.

«Кадровый дефицит в логистике обусловлен несколькими факторами. Во-первых, демографические изменения: снижение рождаемости в 1990-е годы привело к уменьшению числа трудоспособного населения в настоящее время. Уже очевидно, что к 2030 году численность граждан в самой активной возрастной группе 30-39 лет сократится на 7 млн человек. Во-вторых, в последние десятилетия сформировался низкий престиж профессий в логистике: молодежь неохотно выбирает карьеру, особенно на линейных позициях, таких как водители или грузчики. В-третьих, дефицит усиливает конкуренция за кадры с другими отраслями с высоким спросом на специалистов: ИТ, ритейл и др. Линейный персонал свободно меняет отрасль и переходит в производство или строительство, ведь главным фактором остается уровень заработной платы. А, например, строительство и восстановление новых регионов России – достаточно привлекательно для сотрудников с этой точки зрения» — отмечает управляющий партнер Arthur Consulting Александр Ованесов.

Очевиден также тренд на цифровизацию отрасли, конкуренция за ИТ-специалистов достаточно высока. Например, количество
вакансий для ИТ-специалистов в логистике увеличилось на 188% за последний год.

Кадровый дефицит в логистике приводит к значительным экономическим потерям. Прежде всего, ФОТ транспортно-логистических компаний растет быстрыми темпами. Далее, дефицит водителей, машинистов и др. специалистов приводит к простою парка и соответствующим экономическим потерям. Например, нехватка обслуживающего персонала и локомотивных бригад, по данным ОАО «РЖД», приводила к простоям поездов до 45 тысяч раз по итогам 2023 года. Кроме того, компании вынуждены увеличивать расходы на подбор и обучение персонала: в 2024 году затраты могут вырасти на 20-30%. Все это, вкупе с усложнением цепочек поставок, игроки логистического рынка пытаются компенсировать ростом ставки, что приводит к росту транспортно-логистической составляющей в конечной цене товара и снижению конкурентоспособности многих видов товаров, особенно низко маржинальных. А это уже критичная проблема для экономики в целом.

«Решение проблемы кадрового голода требует системного подхода, включающего комплексную популяризацию транспортно-логистической профессии и расширение кадровой воронки на вход. Компаниям необходимо внедрять цифровые инструменты (беспилотные технологии, роботизация складских операций и др.) и платформы, в т.ч. цифровые, регионально-отраслевого перераспределения кадровых ресурсов и сглаживания дефицитов и пиков. Важен переход к экосистемному подходу к управлению персоналом с включением смежных переделов: грузоотправителей, сервис-провайдеров. В отдельных случаях требуется точечное вмешательство государства к установлению предельных уровней распределения стоимости конечного товара по элементам цепочки создания стоимости. Решения непростые, и они потребуют активного взаимодействия бизнеса, государства, системы образования. И локальными изменениями не обойтись, сейчас время важных системных решений» — подчеркивает Александр Ованесов.