Как архитекторы и искусственный интеллект меняют мегаполис - Московская перспектива
Как архитекторы и искусственный интеллект меняют мегаполис

Как архитекторы и искусственный интеллект меняют мегаполис

Как архитекторы и искусственный интеллект меняют мегаполис
Как архитекторы и искусственный интеллект меняют мегаполис
Москва сегодня – одна из самых современных мировых столиц, в которой комфорт жителей находится в приоритете. За этим стоит огромная работа, направленная на улучшение городской инфраструктуры и внедрение инноваций в повседневную жизнь. В основе этих изменений – грамотное проектирование улиц, применение технологий искусственного интеллекта и создание удобной и безопасной городской среды.

Концепция идеальной улицы
Каждая улица в городе – это важная часть общественного пространства. Именно об этом в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030» говорил главный архитектор проектов компании «STEP.Транспортные решения» Иван Иванов. По его мнению, улицы – это продолжение личного пространства, в которое мы попадаем, выходя из своих домов. Они должны быть удобными и приятными для всех пользователей – от пешеходов и велосипедистов до автомобилистов.
Поэтому проектирование московских улиц начинается с детального анализа текущего состояния и изучения нормативов. В России существуют строгие ГОСТы, регулирующие ширину и другие параметры улиц. Однако, как считает эксперт, эти стандарты не всегда соответствуют современным требованиям и вызовам. Например, зачастую улицы проектируют как дороги, а не как комфортное общественное пространство. В результате мы получаем узкие и неудобные для пешеходов тротуары или недостаточное пространство для велосипедистов. При грамотном подходе к проектированию нужно учитывать множество факторов: поток автомобилей, велосипедные дорожки и доступность для общественного транспорта. Важно также принимать во внимание климатические условия, ведь зимой многие улицы превращаются в непроходимое месиво.

Забота о пешеходах и велосипедистах
При реконструкции улиц в Москве ключевым этапом является оптимизация дорожного движения. Раньше улицы часто проектировались с избыточной шириной полос, это создавало лишнее пространство для автомобилей и уменьшало зону для пешеходов и общественного транспорта. Современные проектировщики стремятся к оптимизации полос так, чтобы они соответствовали реальным потребностям. 

Кроме того, важной задачей является создание комфортных пешеходных зон и велодорожек. Иван Иванов отмечает, что многие проблемы с пешеходными зонами можно было предотвратить, если бы в прошлом уделяли больше внимания проектированию велодорожек и инфраструктуры для таких новых видов транспорта, как самокаты и роботы-доставщики. Проектирование улиц также включает в себя создание безбарьерной среды. Для этого проектируются удобные и безопасные пешеходные переходы, остановки общественного транспорта и велодорожки. В качестве примера успешной реконструкции спикер назвал Мясницкую улицу и Банковский переулок, где была проведена оптимизация парковочных мест и расширены пешеходные зоны. Такие изменения сделали эти улицы более комфортными для прогулок и улучшили общий облик города.

Современные решения и искусственный интеллект
Другой спикер форума, советник руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Мстислав Исаков, рассказал, как и почему искусственный интеллект (ИИ) стал важной частью управления транспортной системой Москвы. Его возможности не ограничиваются автоматизацией отдельных задач, он активно внедряется в самые разные аспекты управления городом. В столичном транспорте уже используются инструменты ИИ для повышения безопасности и удобства передвижения.
Один из примеров – система инцидент-менеджмента, которая помогает выявлять дорожно-транспортные происшествия и оперативно на них реагировать. На крупных магистралях, таких как МКАД, установлены камеры и датчики, которые фиксируют инциденты, а ИИ анализирует данные и помогает снизить число аварий.

Кроме того, искусственный интеллект помогает в управлении дорожным движением, например, с помощью регулирования светофоров. Датчики фиксируют плотность трафика, а ИИ принимает решения об изменении фаз светофоров для оптимизации потока. Пример таких решений – так называемая зеленая волна, когда светофоры синхронизируются таким образом, чтобы автомобили могли свободно проезжать через несколько перекрестков подряд, получая на каждом зеленый свет. Это значительно снижает заторы на дорогах в часы пик.

Активно развивается система MaaS, или мобильность как услуга. Это интеграция различных видов транспорта в одно приложение. Уже сейчас москвичи могут пользоваться сервисами, которые позволяют планировать свои маршруты, комбинируя такси, каршеринг и самокаты, что значительно упрощает передвижение по городу. Например, приложение «Московский транспорт» предлагает возможность выбора сразу нескольких видов транспорта, помогая пользователям оптимизировать свои маршруты и экономить время.

Что нас ждет в ближайшем будущем
Москва не останавливается на достигнутом и продолжает внедрять новые технологии для создания идеального города будущего. Все более реальной частью транспортной сети столицы становится беспилотный транспорт. В ближайшие годы планируется запуск беспилотных трамваев и речных судов. Уже сейчас, правда, пока еще с оператором, в Москве по маршруту № 10 курсирует первый беспилотный трамвай, а полностью на беспилотный режим трамвай перейдет в конце 2025 года. Все эти инновации направлены на улучшение безопасности и удобства передвижения по городу.

Теги: #