Как менялась Павелецкая площадь в последние 20 лет

Как менялась Павелецкая площадь в последние 20 лет

Как менялась Павелецкая площадь в последние 20 лет
Как менялась Павелецкая площадь в последние 20 лет
О том, как выгодны крупные универмаги по соседству с вокзалами, знали еще в советские времена. Удобно расположенные и для пассажиров железной дороги, и для москвичей, приезжающих за покупками на метро, они никогда не испытывали дефицита покупателей. Подобные комплексы строят и сейчас.

В брежневские времена универмаг «Московский» на Комсомольской площади, 6, рядом с Казанским, Ленинградским и Ярославским вокзалами вызвал настоящий фурор. Туда стремились попасть и жители столицы, и ее многочисленные гости. Успех решили повторить ровно через десять лет – в 1993 году через площадь от Рижского вокзала был возведен торговый комплекс «Крестовский». Построенные на излете советской эпохи, оба здания отлично вписались в историческую застройку и не вызывали негативных эмоций по поводу своего местоположения. Другое дело моллы у Киевского и Курского вокзалов, появившиеся в нулевые. ТЦ «Атриум» и «Европейский» закрыли собой исторические здания, скрывая их архитектурно-художественные достоинства.

УЧИТЫВАЯ ЛАНДШАФТ
К счастью, теперь все изменилось. Пример тому – площадь рядом с Павелецким вокзалом. И хотя знаменитый долгострой просуществовал на площади почти 20 лет, ждать точно стоило. Осенью 2021 года, когда наконец был убран строительный забор, москвичи увидели и красивый ландшафтный парк, и комфортное пятиэтажное пространство – мечту любого шопоголика. Сюда можно зайти в многочисленные бутики и магазины известных брендов, посидеть в разноформатных кафе и ресторанах, скоротать время в кинотеатрах и даже заняться фитнесом. Чтобы избежать градостроительных ошибок прошлого, торгово-развлекательный комплекс на Павелецкой площади решено было строить подземным, а наземное пространство превратить в уютный парк. Этим достигалась важная задача сохранения исторического облика Павелецкой площади и одного из самых старых железнодорожных вокзалов столицы.

КАК ЭТО БЫЛО
Возведенный в 1900 году по проекту архитектора Александра Красовского в эклектичном стиле, Павелецкий вокзал имел красивые симметричные формы. Однако свой окончательный вид он приобрел после генеральной реконструкции в конце 80-х годов. А в начале нового века было решено реконструировать площадь. Впрочем, не все пошло так хорошо, как задумывалось. Идею по разным причинам воплощали в жизнь почти 20 лет. А пока продолжались суды и разборки между инвесторами, на площади в 3 га много лет простаивал огороженный забором котлован глубиной 40 метров. После многолетних тяжб и споров в 2018 году строители наконец приступили к работе. Для разработки проекта пригласили зарубежное бюро 5+Design. Оно также занималось дизайном фасадов транспортных хабов «Саларьево» и «Котельники» и торговыми центрами в России, Китае и Турции. Концепция предусматривала возведение подземного многофункционального комплекса площадью 73 тыс. кв. метров и создание на его кровле ландшафтного парка, которые станут частью городского Павелецкого вокзала. По словам строителей, выполнять работы было непросто, поскольку рядом со стройплощадкой под землей проходит ветка метро. К тому же к стройке примыкают длинный подземный переход и оживленные автотрассы. Но все усилия были не напрасны.

СТЕКЛЯННЫЙ КУПОЛ И ФОНТАНЫ
Визитной карточкой подземного комплекса, открывшегося в конце 2021 года, стали входные группы со стеклянными навесами, которые укрывают лестницы, ведущие в торговый центр. Технические сооружения, необходимые для работы ТЦ, также удачно замаскированы под паблик-арт, обыграны овальные световые окна центра, форма которых повторяется в навесах. При этом проектировщики учли все пожелания искусствоведов, которые переживали, что современные конструкции не впишутся в уникальный архитектурный ансамбль Павелецкой площади.

Главными украшениями парка стали площадка с фонтаном и открытый амфитеатр. Кроме того, здесь появились искусственные холмы, пешеходные дорожки, выложенные натуральным камнем, и велодорожки, уголки для активного и спокойного отдыха, а также кафе и рестораны с уютными террасами. В парке высадили около 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 тыс. кустарников, разбили газоны и цветники с разнообразными многолетними и однолетними растениями, установили скамейки и качели. В вечернее время уютную атмосферу создают фонари.

«Самое главное, что здесь создано первоклассное общественное пространство, которое будет работать на все прилегающие районы и станет гордостью нашего города, одним из его лучших и современных мест и с точки зрения эстетики, и с точки зрения функционального наполнения», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе посещения объекта. Впрочем, площадь возле Павелецкого вокзала – это не просто рекреационное пространство с возможностью отдохнуть, пройтись по магазинам и развлечься. Здесь сходятся пассажирские потоки столичного метрополитена, вокзала и наземного общественного транспорта. В мэрии подсчитали, что уже сегодня ежедневная проходимость этой территории составляет свыше 163 тыс. человек.