Как на протяжении века менялись новогодние столичные традиции
ЗВЕЗДЫ ИЗ ЖЕЛАТИНА
Советские елки украшала «рубиновая» звезда. Считается, что в этом есть перифраз с кремлевскими звездами. Но были звезды и на дореволюционных елках. Правда, другой формы – вешались они преимущественно на еловые лапы, а не на макушку. Такие звезды были московской прерогативой. Дело в том, что делали их собственноручно из так называемой желатиновой бумаги, которую монопольно выпускала шоколадная фабрика М. Конради. Материал был хрупким и довольно капризным, его было сложно транспортировать. География продаж была ограниченной, но в Москве эта бумага была очень популярной. В поддержку своей продукции на фабрике даже выпустили книгу «Как устроить дешевую елку», где было множество советов, как из подобных разноцветных прозрачных пластин сделать для елки украшения – маленькие фунтики, лодочки, фонарики и кошельки. Особенно эффектно смотрелись желатиновые фонари – их использовали в качестве подсвечников. Кстати, для дореволюционных елок, где вместо электрогирлянд использовали свечи, легендарное новогоднее заклинание «елочка, гори» было вполне актуальным – в прогрессивных и состоятельных домах свечи вспыхивали одновременно. Их соединяли бикфордовым шнуром, что требовало определенной сноровки: из-за ошибки был велик риск пожара.
ВМЕСТО КОЛЯДОК
После революции в стране не было как такового официального запрета отмечать Новый год и Рождество. Да, есть такое убеждение, что в годы гонений на Церковь традиция отмечать Рождество была под запретом. Официального документа, запрещающего весело проводить новогодние праздники, историки не нашли. Единственная задача, которая стояла перед активистами-комсомольцами, – это вытащить молодежь из храмов, организовав им альтернативный досуг. Одно время даже проходили так называемые комсомольские святки – с игрой на гармони и с уличными забавами. Это была своеобразная замена колядкам.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СОВЕТСКОЕ РОЖДЕСТВО
Сейчас главным новогодним столичным событием становится фестиваль «Путешествие в Рождество». Празднично украшенные центральные улицы со множеством пряничных домиков, новогодние базары разворачиваются перед Историческим музеем. Это преемственность традиций. В советские довоенные годы новогодние базары разворачивались на Манежной площади, в Охотном ряду и на Арбате. А как это выглядело, можно увидеть на кадрах уцелевшей кинохроники с очень символичным названием «Подготовка к Рождеству» (1927 год) и «Жизнь, как она есть» (1929 год). На этих кинокадрах – праздничная Москва с соответствующими украшениями на Охотном ряду и елочным базаром на Арбатской площади. От внимательного зрителя не ускользнет интересная деталь: елочные игрушки на елочном базаре лежат россыпью в больших корзинах, их пакуют в кульки, как конфеты. В очень непростом 1937 году на Манежной площади уже возводили многоярусный отапливаемый павильон, на крыше которого устанавливали огромную ель. В Колонном зале Дома Союзов для детей организовывали главную елку страны. С 1940 года в Центральном доме актера начинают проводить новогодние вечера для взрослых, приглашая туда известных актеров – это был прообраз последующих «Голубых огоньков», но никой телетрансляции в те годы, разумеется, еще не было. С 1954-го главные детские елки страны стали проходить в Кремле.
ЛЕНИНСКИЕ ЕЛКИ
Кому довелось носить октябрятские звездочки или пионерские галстуки, непременно читали детские рассказы Александра Кононова «Елка в Сокольниках» или Павло Макрушенко «Елка в Горках» – в них Ленин предстает добродушным и гостеприимным организатором детского праздника. Новый год в семье Ульяновых действительно любили: эта любовь была заложена в вождя революции с юных лет. Елки в период его зрелости во многом были похожи на те, что проходили когда-то в отчем доме Ильича. Своих детей, как известно, у Ленина с супругой не было, на «огонек» к нему приглашали окрестную детвору.
Первые елки Ленин проводил в Сокольниках в лесной школе. Там после операции на свежем воздухе жила Надежда Крупская. Владимир Ильич на пару с сестрой Марией Ильиничной регулярно навещал супругу. В мемуарах сестры вождя есть описание декабря 1919 года: неубираемые с улиц огромные сугробы, ухабы, заколоченные магазины, застой в промышленности, разруха, воровство, грабежи, бандитизм. А Сокольники, как мы помним по фильму «Место встречи изменить нельзя», и после войны были местами глухими и небезопасными. По дороге в лесную школу машина, в которой ехали Ленин с сестрой, подверглась бандитскому нападению.
В качестве новогоднего подарка вождь революции вез больной жене … бидон молока. О том, кто в машине, грабители не знали – их привлекала сама машина. Все произошло быстро. Напавшая шайка под предводительством Якова Кошелькова, самопровозглашенного «ночного хозяина города», угнала роллс-ройс вождя, попутно прихватив документы и наличность пассажиров, а также личное оружие Ленина – пистолет браунинг. Сам Владимир Ильич, его сестра, охранник Дмитрий Чебанов и водитель Сергей Гиль остались в зимней темноте Сокольников.
«Мы остались на дороге, не сразу придя в себя от неожиданности и от быстроты, с которой вся эта история произошла. А потом громко расхохотались, увидев, что товарищ Чебанов стоит с бидоном молока, который мы везли Надежде Константиновне. Несмотря на трагичность положения, он не забыл вынуть этот бидон из машины и теперь держал его в руке, как большую драгоценность», – вспоминала Мария Ильинична. Последующие годы Ленин с супругой встречали новогодние праздники в подмосковных Горках. И там тоже устраивали елки для местных детей. В программе кроме хороводов и угощений значилось диковинное по тем временам развлечение – киносеанс. Правда, кинолента была далека от рождественской тематики – смотрели «Производство тракторов на заводах Форда». Других фильмов, видимо, в архиве Ильича не было.
ИГРУШКИ-ГЕРОИ
Производители игрушек советского времени откликались на все значимые политические и исторические события: от подвига советских летчиц под командованием Марии Расковой до запуска метро. В честь последнего, например, выпустили игрушку, повторяющую по форме наземный вестибюль станции «Парк Победы». Сейчас эта игрушка коллекционная редкость и гордость. Вместе с подвигами людей новой страны появляются елочные украшения, призванные запечатлеть образ героя. Темы довоенного десятилетия: освоение Арктики, корабли, ледоколы, метро, железнодорожный транспорт, авиация и военная техника. Так сформировался тип игрушки, пропагандирующей идеалы молодой республики. На хвойных лапах появились пограничники из папье-маше, красноармейцы, милиционеры, летчики, полярники, парашютисты, моряки, пионеры, ледоколы, аэростаты, автомобили, дирижабли. Отмечали праздник и на фронте. В 1941 году столица встречала наступающий год в осадном положении. Война войной, а людям хотелось праздника и веры в чудо. Елки наряжали и в госпиталях, и в бомбоубежищах, и в городских квартирах. Даже в окопах. А как это было в 1941 году во время контрнаступления советских войск под Москвой, можно увидеть в фильме «На защиту родной Москвы», он есть в Сети.
МОСКВА VS ЛЕНИНГРАД
На первый взгляд новогодний волшебник всегда одинаковый – в шубе и с подарками. Но оказывается, в СССР было два направления: противопоставление «питерских» и «московских» началось не в большой политике в начале нулевых, а намного раньше. Дедушки, выпускаемые в двух столицах, имеют принципиальные различия. Московский, как правило, в ушанке и с мешком, а ленинградский – в «боярской» меховой шапке и с посохом. В большинстве московских семей деды-морозы «живут» уже два-три поколения. Наряжая зеленую красавицу, посмотрите, из какого «сословия» – московского или питерского – ваш символ Нового года.