Как на протяжении века менялись новогодние столичные традиции - Московская перспектива
Как на протяжении века менялись новогодние столичные традиции

Как на протяжении века менялись новогодние столичные традиции

Как на протяжении века менялись новогодние столичные традиции
Как на протяжении века менялись новогодние столичные традиции
Новый год – это своеобразная машина времени. У человека могут быть уже вполне взрослые дети и даже внуки, но почувствовав запах мандаринов, ассоциативная память нет-нет да унесет нас в ту пору, где родителям едва за тридцать, дома пахнет свежей хвоей и цитрусовыми, на окнах – узоры, нарисованные зубной пастой, а на столе – только-только распечатанный подарок. Новогодние сценарии по всей стране были схожими: елка у родителей «на предприятии», вырезание в школе и детском саду снежинок из салфеток, катание в ледяном городке до румяных щек и появления сосулек на штанах с начесом. В Москве этот сценарий развивался с небольшими поправками. Рассказываем…

ЗВЕЗДЫ ИЗ ЖЕЛАТИНА
Советские елки украшала «рубиновая» звезда. Считается, что в этом есть перифраз с кремлевскими звездами. Но были звезды и на дореволюционных елках. Правда, другой формы – вешались они преимущественно на еловые лапы, а не на макушку. Такие звезды были московской прерогативой. Дело в том, что делали их собственноручно из так называемой желатиновой бумаги, которую монопольно выпускала шоколадная фабрика М. Конради. Материал был хрупким и довольно капризным, его было сложно транспортировать. География продаж была ограниченной, но в Москве эта бумага была очень популярной. В поддержку своей продукции на фабрике даже выпустили книгу «Как устроить дешевую елку», где было множество советов, как из подобных разноцветных прозрачных пластин сделать для елки украшения – маленькие фунтики, лодочки, фонарики и кошельки. Особенно эффектно смотрелись желатиновые фонари – их использовали в качестве подсвечников. Кстати, для дореволюционных елок, где вместо электрогирлянд использовали свечи, легендарное новогоднее заклинание «елочка, гори» было вполне актуальным – в прогрессивных и состоятельных домах свечи вспыхивали одновременно. Их соединяли бикфордовым шнуром, что требовало определенной сноровки: из-за ошибки был велик риск пожара.

ВМЕСТО КОЛЯДОК
После революции в стране не было как такового официального запрета отмечать Новый год и Рождество. Да, есть такое убеждение, что в годы гонений на Церковь традиция отмечать Рождество была под запретом. Официального документа, запрещающего весело проводить новогодние праздники, историки не нашли. Единственная задача, которая стояла перед активистами-комсомольцами, – это вытащить молодежь из храмов, организовав им альтернативный досуг. Одно время даже проходили так называемые комсомольские святки – с игрой на гармони и с уличными забавами. Это была своеобразная замена колядкам.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СОВЕТСКОЕ РОЖДЕСТВО
Сейчас главным новогодним столичным событием становится фестиваль «Путешествие в Рождество». Празднично украшенные центральные улицы со множеством пряничных домиков, новогодние базары разворачиваются перед Историческим музеем. Это преемственность традиций. В советские довоенные годы новогодние базары разворачивались на Манежной площади, в Охотном ряду и на Арбате. А как это выглядело, можно увидеть на кадрах уцелевшей кинохроники с очень символичным названием «Подготовка к Рождеству» (1927 год) и «Жизнь, как она есть» (1929 год). На этих кинокадрах – праздничная Москва с соответствующими украшениями на Охотном ряду и елочным базаром на Арбатской площади. От внимательного зрителя не ускользнет интересная деталь: елочные игрушки на елочном базаре лежат россыпью в больших корзинах, их пакуют в кульки, как конфеты. В очень непростом 1937 году на Манежной площади уже возводили многоярусный отапливаемый павильон, на крыше которого устанавливали огромную ель. В Колонном зале Дома Союзов для детей организовывали главную елку страны. С 1940 года в Центральном доме актера начинают проводить новогодние вечера для взрослых, приглашая туда известных актеров – это был прообраз последующих «Голубых огоньков», но никой телетрансляции в те годы, разумеется, еще не было. С 1954-го главные детские елки страны стали проходить в Кремле.

ЛЕНИНСКИЕ ЕЛКИ
Кому довелось носить октябрятские звездочки или пионерские галстуки, непременно читали детские рассказы Александра Кононова «Елка в Сокольниках» или Павло Макрушенко «Елка в Горках» – в них Ленин предстает добродушным и гостеприимным организатором детского праздника. Новый год в семье Ульяновых действительно любили: эта любовь была заложена в вождя революции с юных лет. Елки в период его зрелости во многом были похожи на те, что проходили когда-то в отчем доме Ильича. Своих детей, как известно, у Ленина с супругой не было, на «огонек» к нему приглашали окрестную детвору.
Первые елки Ленин проводил в Сокольниках в лесной школе. Там после операции на свежем воздухе жила Надежда Крупская. Владимир Ильич на пару с сестрой Марией Ильиничной регулярно навещал супругу. В мемуарах сестры вождя есть описание декабря 1919 года: неубираемые с улиц огромные сугробы, ухабы, заколоченные магазины, застой в промышленности, разруха, воровство, грабежи, бандитизм. А Сокольники, как мы помним по фильму «Место встречи изменить нельзя», и после войны были местами глухими и небезопасными. По дороге в лесную школу машина, в которой ехали Ленин с сестрой, подверглась бандитскому нападению.

В качестве новогоднего подарка вождь революции вез больной жене … бидон молока. О том, кто в машине, грабители не знали – их привлекала сама машина. Все произошло быстро. Напавшая шайка под предводительством Якова Кошелькова, самопровозглашенного «ночного хозяина города», угнала роллс-ройс вождя, попутно прихватив документы и наличность пассажиров, а также личное оружие Ленина – пистолет браунинг. Сам Владимир Ильич, его сестра, охранник Дмитрий Чебанов и водитель Сергей Гиль остались в зимней темноте Сокольников.

«Мы остались на дороге, не сразу придя в себя от неожиданности и от быстроты, с которой вся эта история произошла. А потом громко расхохотались, увидев, что товарищ Чебанов стоит с бидоном молока, который мы везли Надежде Константиновне. Несмотря на трагичность положения, он не забыл вынуть этот бидон из машины и теперь держал его в руке, как большую драгоценность», – вспоминала Мария Ильинична. Последующие годы Ленин с супругой встречали новогодние праздники в подмосковных Горках. И там тоже устраивали елки для местных детей. В программе кроме хороводов и угощений значилось диковинное по тем временам развлечение – киносеанс. Правда, кинолента была далека от рождественской тематики – смотрели «Производство тракторов на заводах Форда». Других фильмов, видимо, в архиве Ильича не было.

ИГРУШКИ-ГЕРОИ
Производители игрушек советского времени откликались на все значимые политические и исторические события: от подвига советских летчиц под командованием Марии Расковой до запуска метро. В честь последнего, например, выпустили игрушку, повторяющую по форме наземный вестибюль станции «Парк Победы». Сейчас эта игрушка коллекционная редкость и гордость. Вместе с подвигами людей новой страны появляются елочные украшения, призванные запечатлеть образ героя. Темы довоенного десятилетия: освоение Арктики, корабли, ледоколы, метро, железнодорожный транспорт, авиация и военная техника. Так сформировался тип игрушки, пропагандирующей идеалы молодой республики. На хвойных лапах появились пограничники из папье-маше, красноармейцы, милиционеры, летчики, полярники, парашютисты, моряки, пионеры, ледоколы, аэростаты, автомобили, дирижабли. Отмечали праздник и на фронте. В 1941 году столица встречала наступающий год в осадном положении. Война войной, а людям хотелось праздника и веры в чудо. Елки наряжали и в госпиталях, и в бомбоубежищах, и в городских квартирах. Даже в окопах. А как это было в 1941 году во время контрнаступления советских войск под Москвой, можно увидеть в фильме «На защиту родной Москвы», он есть в Сети.

МОСКВА VS ЛЕНИНГРАД
На первый взгляд новогодний волшебник всегда одинаковый – в шубе и с подарками. Но оказывается, в СССР было два направления: противопоставление «питерских» и «московских» началось не в большой политике в начале нулевых, а намного раньше. Дедушки, выпускаемые в двух столицах, имеют принципиальные различия. Московский, как правило, в ушанке и с мешком, а ленинградский – в «боярской» меховой шапке и с посохом. В большинстве московских семей деды-морозы «живут» уже два-три поколения. Наряжая зеленую красавицу, посмотрите, из какого «сословия» – московского или питерского – ваш символ Нового года.

Теги: #