Как работают метамиры в архитектуре

Как работают метамиры в архитектуре

Как работают метамиры в архитектуре
Как работают метамиры в архитектуре
Интернет в последние десятилетия перестал быть просто средством общения, поиска или хранения информации. Виртуальное пространство постепенно превращается в полноценную среду обитания. Это влечет за собой определенные риски – как и все новое и не до конца осознанное. Однако также предоставляет колоссальные возможности, в том числе в области архитектуры и градостроения. Именно эти возможности обсуждались на одной из сессий «Зодчества» – «Метавселенные в архитектурной практике».

Тема метамиров в архитектуре сейчас набирает обороты и постепенно становится самой актуальной. Один из примеров такой метавселенной – платформа «Цифровой двойник Москвы». «Мы на пороге совершенно иной реальности, – отметила спикер сессии и архитектор бюро «ЛАБВА ПРО» Яна Чертопруд. – Наша творческая задача – создание новой эстетики на базе архитектуры, где идет речь не только об эстетической составляющей, но и о работе над средой в метавселенных, которая будет формировать человека будущего».

По словам Сергея Надточего, руководителя московской архитектурной мастерской ATRIUM и основателя посвященной виртуальной архитектуре платформы Dearch.space, сейчас мы пытаемся соединить новую индустрию виртуальной архитектуры с глобальным архитектурным дискурсом, начать полноценную дискуссию на тему того, что архитекторы могут принести в метавселенную на глобальном уровне.

«Мы видим метавселенную как новый этап развития интернета, – подчеркнул руководитель московской архстудии. –
Для бизнеса и профсреды это будет новое пространство со всеми преимуществами трехмерной среды. Когда мы говорим, чем могут быть пространства в метавселенной, мы отталкиваемся от их функции. Как и в традиционной архитектуре, в каждом случае будут решаться функционально-пространственные задачи».

Команда Dearch.space выделила три направления деятельности для архитектора при проектировании метамиров: создание ритейл-пространств; пространств для проведения встреч, конференций, шоу; пространств для демонстрации архитектурных проектов и объектов недвижимости. Последние, как отмечают специалисты, – самые сложные. В таких проектах очень важен фотореализм. Пространства, связанные с недвижимостью, имеют метареалистичную графику и делаются на платформах с большим количеством ограничений, в том числе полигональных. «Уже почти готов прототип метавселенной с очень высоким уровнем фотореализма, – прокомментировал Сергей Надточий. – Это среда, в которую можно зайти через любой браузер и с помощью созданного в интернете персонажа и осматривать проектируемые объекты недвижимости. Думаю, что это будет популяризироваться, потому что инверсивная виртуальная среда имеет много преимуществ в плане погружения, вовлечения и передачи информации. При этом эргономика в метавселенной практически такая, как в реальной жизни. Все сомасштабно человеку».

Модератор сессии и руководитель архитектурного бюро «ЛАБВА ПРО» Станислав Кулиш считает, что архитектура метавселенной легко входит в дискурс стандартной, «бумажной» архитектуры», при этом дает возможность протестировать проект в трехмерном пространстве. Но есть факторы, которые ограничивают архитектора. Они связаны с особенностями используемой платформы, полигонами, способами текстурирования. Специально для того, чтобы соединить живой мир и мир метавселенной, был разработан проект SVET.

Развитие проекта отслеживается еще с «Зодчества-2022». Его концепция основана на погружении человека в виртуальный квест, состоящий из 16 пространств с широким спектром эмоциональных состояний. Перемещаясь по ним, можно пройти путь от самых возвышенных до крайне трагических эмоций. В этом году работающая над проектом команда стала финалистом Первой Международной архитектурной биеннале в метавселенной. Что касается трансформации мира архитектурного, Станислав Кулиш выделяет несколько перспективных направлений. Есть утраченные или невоплощенные объекты архитектуры. Например, Дворец Советов (неосуществленный проект архитектора Бориса Иофана – высотное административное здание в Москве для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций. – «МП»). С помощью новых технологий можно создать параллельную реальность и увидеть то, что могло бы произойти. Пройтись по Москве, где вместо храма Христа Спасителя – Дом Советов. И это уникальная возможность.

С другой стороны, общественные слушания, демонстрация материалов на градсоветах – это тяжелая работа. Если продемонстрировать этот объект в полноценной виртуальной реальности, его можно будет оценить практически на тактильном уровне. Ощущение материализации проекта – новое прочтение архвопросов для градостроительства. По мнению архитектора метавселенных, даже неподготовленные люди, не умеющие читать планы, смогут составить полноценное представление о проектируемом здании. 

Станислав Кулиш отмечает еще одно возможное последствие развития метамиров. Благодаря онлайн-платформам обучения идея централизованного образовательного процесса начинает распадаться. Возможно, в будущем нам не нужно будет строить школы-гиганты на 1–1,5 тыс. участников, как сейчас в Москве. Вместо этого можно будет создавать разбросанные по всему городу части инфраструктуры. Здание школы будет проводником к виртуальной среде, которая даст доступ к бесконечному множеству пространств, лекций и семинаров.

«Архитектура находит новую грань, которая была неведома до появления понятий метавселенных и метамиров. Наша позиция в этом плане отличается от принципов, которые пока еще декларируют большинство участников создания объектов в метамирах. Мы стараемся абстрагироваться от таких понятий, как пол, потолок, стены. Потому что в метамирах нет гравитации. Законы физики, которые определяют архитектурную тектонику, там не работают, там абсолютно другие моделинговые архитектурные схемы, которые позволяют нам перемещаться во всех направлениях, не чувствуя опасности падения», – подытожил модератор сессии.