Хорошо забытое старое
Усадьба купца Ивана Масягина – ценный объект культурного наследия. Здание в стиле московского ампира, построенное в 1819 году, чуть больше двух столетий назад, представляет собой редкий образец деревянного зодчества. Купец третьей гильдии Сыромятной слободы Иван Масягин, выгодно купивший усадебный участок в Замоскворечье вскоре после пожара 1812 года, построил на нем традиционный деревянный дом на каменном фундаменте. В здании расположены поперечный мезонин и дворовая галерея, территория поделена на двор и сад, застройка осуществлялась по периметру участка.
Подобных зданий сейчас единицы, и возраст некоторых деревянных долгожителей не превышает 150 лет. Тем важнее было сохранить уникальный объект, за реставрацию которого профессионалы взялись с особой щепетильностью. Здание досталось им в весьма плачевном виде: десятки лет оно стояло без крыши, одни бревна сгнили, в других завелись вредители, а стены, как говорят строители, «поехали».
«Только треть деревянных конструкций сохранилась и оказалась пригодна для восстановления особняка», – сообщил «МП» производитель работ реставрационно-строительной компании Сергей Котов. Реставрация усадьбы идет почти два года. Более тысячи бревен разобрали, пронумеровали и перевезли в реставрационные мастерские в Кировскую область – поближе к лесным деревьям, древесину которых подобрали для воссоздания исторического облика особняка. За полгода сруб восстановили и накрыли временной крышей. Затем ему дали время для отдыха – в течение пяти месяцев в мастерских стены сушились и подвергались естественной усадке.
«Мы бережно восстановили сруб старинного особняка, который еще год назад был практически разрушен. Уже скоро он предстанет в своем практически первозданном виде и будет заново вписан в городскую среду, передавая атмосферу и дух Якиманки первой трети XIX века. Сохранение зданий, являющихся объектами культурного наследия, – ответственность не только государства, но и каждого, кому дорога история, лежащая в основе культурного кода нашей столицы», – рассказала об одном из завершившихся этапов реставрации Марина Руднева, управляющий партнер девелоперской компании, взявшей на себя ответственность за восстановление старинного здания.
Усадьбу «реанимировали» по всем канонам, принятым в сфере деревянного зодчества: сначала занимались срубом, затем устанавливали стропила и крыли крышу. На восстановление сруба потребовалось около 700 бревен длиной шесть метров.
«В рамках научной реставрации усадьбы Масягина проделана огромная архивная работа и учтено большое количество факторов и нюансов, чтобы сохранить аутентичность памятника архитектуры», – подчеркнула она.
Все работы проводятся по согласованному Мосгорнаследием проекту, выданному разрешению и под контролем специалистов ведомства. В предмет охраны объекта культурного наследия «Главный дом городской усадьбы купца Масягина» входит пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен, построенных в 1818-м, 1870-х годах и в 1925 году. Помимо основного здания специалисты приведут в порядок пристройку с мезонином и лестницей, отреставрируют деревянные окна и двери, кованые козырьки, кирпичные трубы, декоративные элементы.
Каждый процесс реставрации преподносит специалистам свои сюрпризы. Так, мастера обнаружили в выстроенных позднее перегородках старинные двери из лиственницы, расписанные методом альфрейной живописи. Это техника декоративной росписи, имитирующая разные материалы – от мрамора и бронзы до дерева и кости. На плоских деталях текстура наносится губкой, потом немного разглаживается. А, чтобы украсить профилированные компоненты, их сначала покрывают темными прозрачными лаками, затем протирают, и уже после высыхания наносят рисунок. В этой усадьбе после реставрации не все двери займут свое исконное место, некоторые станут экспонатами.
Будет воссоздан исторический облик фасада: изначально, чтобы походить на городские каменные постройки, деревянная усадьба была обшита досками, оштукатурена и окрашена в вишневый цвет, характерный для Москвы того времени. «Следующим этапом станет согласование отделки внутри, – сообщил руководитель проекта девелоперской компании Виталий Александров. – После этого решат, что будет располагаться внутри здания: музей, общественно-деловое пространство или офисы».
Усадьба откроется для посетителей только в следующем году, когда вся отделка и наполнение интерьера будут согласованы со специалистами. Виталий Александров отметил, что создавать новый объект в центре города сложно, а реставрировать старинную усадьбу – еще сложнее. Ведь на инвесторе лежит двойная ответственность: и новое создать (в Старомонетном переулке возводят комплексы апартаментов), и старое сохранить, дав ему вторую жизнь.
Сегодня достаточно много примеров бережного отношения к наследию прошлого в Москве. И речь не только о федеральной или городской ответственности по сохранению памятников. Инвесторы тоже активно включаются в эту работу. Так, исторические объекты облагораживают и интегрируют в городскую жизнь на территории бывшего Бадаевского завода, где некоторые корпуса пивоваренного предприятия XIX века реконструируют и адаптируют для современной эксплуатации. На Пресне на месте вагоноремонтного завода построят жилье, а здания позапрошлого века реконструируют. На улице Складочной часть производственной постройки XIX века передвинули, чтобы возвести жилье, а старинное здание сохранят и интегрируют в жилой квартал. Таким образом, гармоничное сочетание бережно отреставрированных зданий и современных архитектурных решений создает уникальный облик столицы, где мирно соседствуют стили разных эпох.