Художники мегаполиса: как муралы преображают город
Сегодня мы можем наблюдать, как безликие городские стены превращаются в яркие полотна, наполненные смыслом и эмоциями. Эти огромные картины, украшающие стены зданий, сооружений и общественных пространств, становятся неотъемлемой частью города, оживляя его и придавая ему неповторимый характер. Они завоевали признание и поддержку миллионов людей и стали настоящими достопримечательностями.
Немного истории
Роспись зданий как целое искусство зародилась в Мексике около века назад, во времена революции 1920-х годов. В переломное время авангардисты призвали художников выйти за пределы мастерской и сломать традиционные правила, а те восприняли это буквально и создали новаторский подход к монументальному искусству. Проще говоря, художники придумали вид росписи архитектурных сооружений, который назвали «мурал», что в переводе с испанского означает «стена».
Новый подход к монументальному искусству был благосклонно воспринят властями Мексики. Министр просвещения даже заказал группе молодых революционных художников целый ряд росписей стен общественных зданий. К выполнению этой задачи подключились многие впоследствии широко известные мастера живописи. Значительная их часть придерживалась коммунистических убеждений. Они привезли революционные творческие идеи в Советский Союз в 1930-х годах, где власти затем широко использовали масштабные росписи стен для пропаганды социалистических идей.
Как создаются шедевры
Хотя творчество муралистов долго ассоциировали с бунтарством, это занятие не для вандалов и под силу только профессиональным художникам. В первую очередь нужно продумать концепцию. Например, муралы могут быть посвящены известным историческим личностям и деятелям культуры, они могут затрагивать социальные, политические, философские и даже религиозные проблемы. Примером последнего служит роспись стены церкви Сан-Антонио в Италии американским художником Китом Харингом. Для создания этих произведений искусства чаще всего используют кисти и аэрозольные баллончики с красками, а в качестве инструментов – валики и трафареты.
На такую масштабную работу тратится много сил и уходит большое количество художественных материалов. Поэтому для воплощения проекта часто привлекают меценатов. И конечно же важным этапом является и получение разрешения перед началом работы.
Что будет на выставке
На АРХ МОСКВЕ будут представлены работы четырех художников-муралистов: Миши Most, Алексея Луки, Алексея СE и Даниила Шози. Они подготовят по две картины на панно размером 7 x 7 метров. Это работы на стыке архитектуры и стрит-арта. Как говорят сами организаторы, должно получиться очень ярко, стильно и масштабно.
Что именно будет – пока держится в секрете. Завесу тайны нам немного приоткрыл художник и граффити-райтер Миша Most. Он интересуется наукой и технологиями, проблематикой восприятия будущего. «Я вдохновляюсь разными научными открытиями и разработками, связанными с технологиями или в целом с креативом. Он также присутствует и у программистов, и у ученых, поэтому мы часто создаем коллаборации с такими людьми», – отметил он. Возможно, на выставке он как раз таки и представит картины, связанные с темой влияния науки на общество.
К слову, Миша Most является мировым рекордсменом: за 45 дней он создал монументальную работу размером 10 000 кв. метров в Нижегородской области. А еще в далеком 2017 году он представил разработку первого в мире рисующего дрона.
Интересно, что муралист не учился в художественной школе или институте и вообще считает, что в таких учреждениях молодым художникам забивают голову совершенно ненужными вещами, в то время как важнее развивать воображение и отходить от привычных рамок. «Муралом я начал заниматься в 1997 году. Это свободное творчество, которое подойдет для кого угодно, без образования. Ведь все, что нужно, – просто взять краску и выйти на улицу. В этом прекрасная сторона уличного искусства, к которому относятся граффити и стрит-арт», – рассказал Миша.
В Москве муралов пока не так много. Однако в последнее время все чаще появляются новые арт-кластеры и даже галереи уличного искусства. «В моих работах стрит-арта всего 20%. Тем не менее иногда я являюсь куратором подобных проектов, хоть и сейчас их редко запускают, потому что несколько лет назад законодательство поменяли. Чаще всего местами для создания муралов становятся арт-кластеры, такие как «Гамма», «Винзавод», «Флакон», «Хлебозавод» или стрит-арт хаб «Графит». Галерея «Графит» – это пространство на шоссе Энтузиастов, на территории промзоны, принадлежавшей научно-исследовательскому институту, где можно прогуляться по выставке и посмотреть несколько работ художников. Также на территории завода «Кристалл» скоро появится еще одна моя интересная работа», – поделился Миша Most.