Кольцо набирает скорость - Московская перспектива

Кольцо набирает скорость

Кольцо набирает скорость
Кольцо набирает скорость
В столице продолжается активное строительство транспортных объектов. В конце прошлого года на северо-востоке Москвы открылась станция «Электрозаводская», входящая в состав Большой кольцевой линии метро. Возведением самой протяженной линии столичной подземки занимается инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» – ведущая строительная компания города. Несмотря на все сложности, в прошлом году благодаря работе компании в столице были введены в эксплуатацию семь станций метро, инфекционная больница в ТиНАО и другие объекты.

Накануне Нового года – 31 декабря – мэр Москвы Сергей Собянин открыл станцию метро «Электрозаводская», высказав слова благодарности присутствующим на торжественном событии строителям. «Спасибо огромное за подарок, который вы сделали москвичам, – это 10-я станция Большой кольцевой линии. По сути дела, треть работы завершена. Но еще очень важно, что сделан огромный задел – практически больше 90% тоннелей Большой кольцевой линии пройдено. Так что задача на ближайшие годы – запускать ежегодно по 10 станций БКЛ, чтобы в 2022 году закончить в основном этот огромный проект, которого ждут миллионы москвичей. Его реализация изменит во многом столичную подземку: разгрузит радиальные направления, сделает возможность связки между районами Москвы, которые до этого не были связаны, улучшит качественно транспортную доступность столицы. Огромное вам спасибо за ваш труд!».

«Электрозаводская» входит в состав северо-восточного участка Большой кольцевой линии метро. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, расположена она на левом берегу Яузы, вдоль Семёновской набережной, к северу от исторического района Введенских гор и к югу от путей Казанского и Рязанского направлений Московской железной дороги. Наземный вестибюль станции выходит на Гольяновский проезд, через него до открытия подземного перехода будет осуществляться пересадка на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии. Для выхода пассажиров на поверхность предусмотрены четыре эскалатора, рядом установлен лифт для маломобильных пассажиров. Пока станция работает в составе Некрасовской ветки метро, частью Большого кольца она станет после того, как ветка замкнется.

Главная особенность «Электрозаводской» – большое историческое панно «Битва героев», длина которого составляет 163 метра. По словам руководителя архитектурной мастерской АО «Метрогипротранс» Александра Некрасова, оно воссоздает коллективный образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху Древней Руси. В центре панно разворачивается динамичное сражение, в котором принимают участие несколько персонажей. Изображение можно разделить на шесть сцен с условными названиями: «Павший воин», «Вызов на сражение», «Небесное воинство», «Битва», «Поле битвы», «Кони после битвы». Монументальную работу на тему истории Москвы выполнили в технике многоцветной печати на стекле, автором росписи стал художник России Александр Рукавишников.

По словам живописца, создание этого произведения заняло год. «В процессе работы над эскизами и первым вариантом я усилил колорит фона, построив его на богатой палитре сине-голубых тонов. Выбранные цвета для панно соответствуют моему представлению об эмоциональном настроении, которое должно возникать у пассажиров этой станции, также эти цвета отсылают к пересадочной станции Арбатско-Покровской ветки метро», – отметил Рукавишников. Еще одна отсылка к «Электрозаводской» синей линии метро – элементы освещения. На потолке станции Арбатско-Покровской линии расположены 318 оригинальных светильников в круглых углублениях на своде центрального зала. На новой станции БКЛ большие панорамные проемы в форме окружности диаметром три метра разместились по обе стороны массивных балок потолка, в их нижней части смонтированы светильники. При оформлении станции использованы панели из стемалита, габбро-диабаза, фибролита, гранитные плиты и другие материалы.

Ожидается, что новой станцией будут пользоваться 337 тысяч человек в сутки. Она разгрузит центральные узлы московского метро, северные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской и Калининско-Солнцевской линий, а также значительно улучшит транспортное обслуживание ряда районов ЦАО и ВАО Москвы. ««Электрозаводская» войдет в состав крупного транспортно-пересадочного узла. Он объединит сразу несколько видов транспорта: две станции метро Арбатско-Покровской линии и БКЛ, платформу Казанского направления МЖД – будущий МЦД-3, наземный городской транспорт и мост через Яузу, который соединит через реку кварталы Басманного района, а также Рубцовскую и Семёновскую набережные», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
В свою очередь, генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов сообщил, что строительство станции глубиной 23 метра велось открытым способом. «На этапе котлована было разработано более 130 тысяч кубов грунта, а при возведении основных монолитных конструкций уложено 33 тысячи кубометров бетона. В общей сложности было смонтировано почти 500 километров кабельно-проводниковой продукции и порядка 16 тысяч единиц инженерного оборудования», – отметил Юрий Кравцов. Работы велись в непростых условиях – из-за близости к реке в сечении тоннеля появлялись известняки, к тому же местами сильно разрушенные, вмещающие в себя напорный водоносный горизонт. Для решения гидрогеологических проблем специалисты холдинга применяли самые современные технологии.

В целом 2020 год стал для холдинга «Мосинжпроект» серьезной проверкой, пройти которую удалось благодаря профессионализму его сотрудников. Главный вызов ушедшего года – возведение уникальной инфекционной больницы на территории новой Москвы, где «Мосинжпроект» выступил генеральным проектировщиком и подрядчиком. Клинику построили немногим более чем за месяц, при этом прослужит она десятки лет.

Также в марте 2020 года с участием специалистов холдинга ввели в эксплуатацию шесть новых станций Московского метрополитена. Это «ЮгоВосточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово» на Некрасовской и Большой кольцевой линиях. «Кроме того, «Мосинжпроект» как один из операторов важнейшей программы по развитию транспортно-пересадочных узлов столицы продолжает развивать на базе станции «Нижегородская» крупнейший не только в Москве, но и в Европе одноименный ТПУ. Здесь уже создана не только комфортная зона пересадки между разными видами транспорта, но и полноценное функциональное общественное пространство с большой площадью озеленения», – отметил Юрий Кравцов. Летом 2020 года завершились строительные работы по второму этапу электродепо «Руднево», которое обслуживает составы Некрасовской ветки метро. Своевременный ввод новых линий и станций подземки обеспечивается благодаря непрерывному циклу работ, поэтому строительство метро не прекращалось ни во время пандемии, ни в новогодние праздники, когда на стройплощадках метрополитена были задействованы около 12 тысяч человек.

В планах АО «Мосинжпроект» на 2021 год – продолжение работ на Большой кольцевой и новых радиальных линиях столичной подземки. Проектирование будущих Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской веток началось еще в 2020 году, полным ходом ведется возведение пяти станций строящейся Троицкой линии метро. Развернуто строительство трех станций Люблинско-Дмитровской линии до «Физтеха», в активной стадии проходка тоннеля между «Улицей 800-летия Москвы» и «Лианозово» и двух – от «Лианозово» до «Физтеха». Также строятся станции «Внуково» и «Пыхтино» на юге Калининско-Солнцевской линии. На «Пыхтино» ведется устройство монолитных конструкций станции, на «Внуково» близятся к завершению устройство ограждающих конструкций котлована и вынос инженерных коммуникаций из пятна застройки. В скором времени завершится строительство опор нового метромоста между этими двумя станциями. ®