Корбюзье и пустота

Корбюзье и пустота

Корбюзье и пустота
Корбюзье и пустота Дворец Ассамблеи в Чандигархе. Фото: wikipedia/commons
Как архитекторы строили новые столицы

Кажется странным: вкладывать несколько миллиардов в возведение нового административного центра, если есть старый. Но другого выхода у Бразилии и Индии не было. Что заставило власти строить города «в чистом поле» и как решили проблему архитекторы – изучила «Московская перспектива».

Бразилиа: город пятилетки

В середине 1950-х южноамериканская страна почти полностью зависела от иностранных поставщиков техники. Собственное производство в глобальном масштабе выглядело почти смехотворным. Новый лидер Жуселин Кубичек (1956-1961) поставил задачу увеличить ВВП в коммунистические сроки – «полувековой прогресс в пять лет». Консолидации экономики препятствовала отсталость центральных районов страны – они были плохо связаны с центром. Чтобы интегрировать их в экономику, бразильцы начали возведение новой столицы посреди саваны. 

1869612ad70d1754dea9ccb1fbd7edf3.jpgБразилиа, вид сверху. Фото: polis

Стройка по масштабу напоминала советские: в возведении города участвовало более 60 тыс. рабочих. Они реализовывали план архитектора Лусио Косты – компактное расположение административных зданий вблизи двух рек, которые должны служить транспортными артериями для связи с провинциями. План города напоминает натянутый лук со стрелой или самолет. По задумке архитектора, его разделили на кластеры. Банки и учреждения сферы услуг поместили в «фюзеляж» – то есть в центр. Крылья города – это жилые кварталы; в хвосте выстроены районы для муниципальных учреждений; в голове возведен комплекс зданий для федеральных властей.

5cf11caba91f3476fa6ec8999f73894f.jpgКафедральный собор в Бразилии. Фото:wikipedia/commons

Бразилиа – город одного архитектора. Большинство знаковых зданий в нем спроектировал Оскар Нимейер. Он достиг уникальной геометрии пространства за счет сочетания округленных и острых форм. Многие административные комплексы построены с использованием монолитного железобетона, грязно-серый цвет которого автор не прятал, а наоборот – выставлял наружу. Нимейеру обязан своим обликом «скромный» дворец президента – невысокое здание со стеклянными стенами и плоской крышей; никаких изысков, напоминающих о властных функциях, кроме пластичных камней фасадной группы.

73c07d78bffd2a68aa0378cea9656861.jpgДворец правительства в Бразилии. Фото: wikipedia/commons

Планировалось, что четко спроектированный город, где смысл жизни и труда упорядочен, не будет разрастаться, сохранив первоначальную форму. Однако вскоре после торжественного открытия Бразилии (1960 г.) она стала обрастать фавелами. Впрочем, несмотря на это, а также почти полное отсутствие общественного транспорта, в 1986 году новая столица страны была названа «достоянием человечества». 

Чандигарх: праздник и трагедия Корбюзье

Власти Индии дали возможность французскому архитектору реализовать радикальную задумку – построить целый город по своему плану. В отличие от латиноамериканцев, француз решил проблему разрастания города мягко, но, казалось, надежно – Чандигарх был обнесен 16-километровой «зеленой зоной», которая делала невозможным естественные отростки пригородов.

6e034701b81cee38f1d17e0dab687414.jpgДворец Юстиции в Чандигархе. Фото: wikipedia/commons 

Необходимость построить город на пустом месте возникла после получения Индией независимости в 1947 году. Прежняя столица штата Пенджаб отошла Пакистану, и регион нуждался в собственном административном центре, при этом существующие города не были способны взять на себя эту функцию ни по инфраструктуре, ни по экологической безопасности.

5f30a0dcb94ba25ab3b3e016b57f4af9.jpgМонумент «Открытая рука» в Чандигархе. Фото: wikipedia/commons

Перед Корбюзье встала задача: упорядочить индийскую хаотичность, которая свойственна всем историческим городам страны. Для этого он применил строгую квартальную планировку. Между кварталами были оставлены большие площади, некоторые до 400 метров шириной. Административный кластер архитектор убрал к подножьям гор. Промышленная зона была вынесена за «зеленую зону». Корбюзье поделил Чандигарх на две части центральной магистральную, которая ведет к Капитолию. Она же связывает столицу штата с другими городами. 

978cec927768568890879f1bff08ecd4.jpgСекретариат Чандигарха. Фото: wikipedia/commons 

Торговцев, которые привыкли занимать свободные пространства, Корбюзье решил определить на специальные улицы, предназначенные для ярмарок. Однако архитектору и его помощникам пришлось пойти на большую уступку индийскому менталитету – в центре упорядоченного города они предусмотрели место для вилл министров и высших чиновников, тем самым немного нарушив изначальный проект. Автор пошел и на другой компромисс – все жилые здания в столице штата разделены на 16 групп, каждая из которых соответствует владельцам квадратных метров по уровню дохода, видам занятости и кастовой принадлежности. 

95f404124cf43e5195db407d54230731.jpgГеометрический холм в комплексе Капитолия Чандигарха. Фото: wikipedia/commons 

Еще одно разделение Чандигархе связано с материалом. Любимый железобетон архитектор использовал при строительстве административных зданий. Для большинства же других строений, как дешевый и практичный материал, был выбран обожженный кирпич.

2f20f092e15b544850829cc1ee7ca2eb.jpgБашня теней в Чандигархе. Фото: wikipedia/commons

Проблему жары Корбюзье решил при помощи решеток с национальным рисунком (джали) и солнцерезов – выступах на стенах, которые создают искусственную тень. Внутри большинства домов архитектор предусмотрел внутренние дворы. 

Население Чандигарха после первой очереди строительства (в середине 1950-х) составляло 150 тысяч жителей, сегодня, несмотря на задумку архитектора взять город в границы, они перевалило за миллион. Впрочем, город-миллионер для Индии – явление привычное, и строгая планировка этому не помеха.


Теги: #