Кран рекой подать
В самом центре Москвы полным ходом идет капитальный ремонт Большого Москворецкого моста. Объект культурного наследия находился почти в аварийном состоянии, и вот теперь строители и реставраторы обновляют все — от опор и грунта под ними до архитектурных элементов. Частью стройплощадки стала даже поверхность Москвы-реки. Особенности работ узнал наш корреспондент.
Любимый план фотографий у гуляющих в парке «Зарядье» — с «парящего моста» в сторону Кремлевской стены и с «Москва-Сити» на дальней перспективе — с конца прошлого года уже не такой привлекательный. Большой Москворецкий мост, элементы которого украшали этот вид, облепила строительная техника. На время реконструкции он и вовсе «облысел» — с поверхности снята облицовка, частично разобраны конструкции.
С момента постройки в 1938 году мост ни разу не видел капремонта. Фундамент за это время сильно размыло, а железобетонные конструкции пришли в негодность. Только на 80-летний юбилей, как на праздник, к нему пришла строительная техника.
В последние годы мост находился в предаварийном состоянии. Ежедневно по нему проезжают десятки тысяч машин.
С советских времен он оставался практически неприкосновенным.
Подрядчики сняли несколько слоев асфальта и бетона, внизу — теплотрасса, согревающая Кремль. Работы ведут очень аккуратно, почти ювелирно. «Проект предусматривает алмазное сверление, а это достаточно тонкая работа. Требуется тщательное соблюдение техники безопасности», — пояснил заместитель главного инженера компании-подрядчика Виталий Еловый.
Мост почти построят заново. Менять или ремонтировать пора все: фундамент, инженерные системы, опоры. Под последними специальной технике предстоит уплотнять грунт.
Знаменитую бордовую облицовку уже сняли и отправили на реставрацию. В России есть лишь несколько специалистов, которые способны в точности восстановить эти отделочные элементы.
«Площадка очень стесненная, здесь технике просто негде развернуться», — говорит инженер.
Заменят также мостовое полотно и гранитную облицовку, сделают новую гидроизоляцию, а также увеличат гранитные парапеты. Самая сложная работа — ремонт несущих конструкций эстакадных частей моста. Производство балок доверили отечественному производителю. Уже половина металлоконструкций изготовлена, 25% смонтировано.
Несмотря на сложные работы, движение судов по Москве-реке останавливать не стали. А ремонт средней судоходной части будут проводить с середины января до середины апреля, когда река скована льдом. Сверху же движение ограничено одной половиной моста, вторую по очереди закрывают на ремонт.
Ограничивают движение и под мостом — по Софийской и Кремлевской набережным, правда, обещают строители, работы будут проводить только в ночные часы.
Ограничения коснулись и движения судов по реке Москве. Пассажирские яхты-ледоколы с сегодняшнего дня, 15 января, до 14 апреля, за исключением выходных и праздников, ходят по измененному маршруту.
Всю реконструкцию планируют провести до конца 2019-го. Ожидается, что после этого ремонт мосту не потребуется еще как минимум четверть века.
Стоимость работ по реконструкции моста составляет около 3,3 млрд рублей.