Листаем подшивки: 1960-е
Заметка в газете «Знамя строителя» 1958 года называется «У Калужской заставы». Читаем: «Недалеко от моста Окружной железной дороги, там, где испокон веков был пустырь с двумя-тремя ветхими бараками, сейчас возникла новая строительная площадка…» Современному москвичу, вероятно, придется покопаться в интернете, чтобы просто найти такой топоним. Названия «Калужская застава» на карте города давно нет, сейчас это место зовется площадью Гагарина. Окружная железная дорога нам больше известна как МЦК. А два знаменитых жилых дома с башнями на Ленинском проспекте, построенные в 1950-м, по плану должны были символизировать парадные ворота для въезда в столицу. Тогда это и была примерная граница Москвы.
Но уже в 1960-м территорию столицы расширяют до 88 тыс. гектаров, население увеличивается до 6,2 млн человек. Порядка 100 подмосковных деревень и сел – Тушино, Перово, Бабушкино, Люблино, Зюзино, Кунцево – оказываются в черте города. Новая граница Москвы очерчена МКАД – 109-километровой автодорогой, строительство которой завершается в 1962 году. Тогда это была первая скоростная магистраль не только в столице, но и вообще в стране. О расширении границ города в материале «Здравствуй, большая Москва!» писала газета 23 августа 1960 года.
Разумеется, новые территории требуют нового жилья. И на смену кирпичным сталинкам, возведение которых занимает массу времени, приходят типовые панели, которые позволяют ежегодно вводить в эксплуатацию порядка 5 млн кв. метров жилой площади. Символом процесса становятся Черемушки – районы с таким названием потом появятся и в других городах страны, а москвичам, благополучно решающим квартирный вопрос, сам Дмитрий Шостакович посвятит оперетту «Москва, Черемушки».
Знаковая для столицы того времени локация вполне могла стать местом строительства новой телевизионной башни. Такое решение было принято правительством в конце 1950-х. Помешала плотная застройка. И проект переносят из Черемушек на территорию Останкинского питомника Управления благоустройства города. 27 сентября 1960 года закладывают фундамент Останкинской телебашни. Это поистине уникальное сооружение – долгое время 540-метровая «игла» была самым высоким зданием в мире. При этом глубина залегания ее фундамента всего 4,6 метра. Башня может выдержать землетрясение в 8 баллов по шкале Рихтера. Секрет прочности конструкции – в использовании железобетона. Первую очередь строительства сдают в ноябре 1967 года к юбилейной дате и присваивают башне название «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция имени 50-летия Октября». Кстати, в этот день передовица нашей газеты тоже полностью соответствовала духу коммунистического строительства – «По пути, указанному Лениным».
Шестидесятые – время борьбы с архитектурными излишествами. Тенденция прослеживается не только в жилом секторе. «Бороться за увеличение темпов строительства за счет удешевления» начинают и метростроевцы. На смену помпезным подземным дворцам приходят скромные функциональные станции, которые мы сегодня назвали бы довольно однообразными. Но за счет экономии быстро строятся радиальные ветки. Открывается Рижский радиус, в 1962 году – Калужский, в 1966-м – Ждановский.
Кипит и культурная жизнь столицы. 1961 год в этом плане – знаковый. Построен Кремлевский дворец съездов, на месте снесенного Страстного монастыря открывается главный кинозал страны – кинотеатр «Россия». В 1962-м на Ленинских горах начинает работать самый большой в СССР Дворец пионеров и школьников, в кружках и секциях которого занимаются тысячи ребят. А к 150-летию Отечественной войны 1812 года – музей-панорама «Бородинская битва». В конце 1960-х на Васильевской улице при Союзе кинематографистов открывается Дом кино, он становится местом тусовки «избранных». Здесь идут закрытые показы зарубежных фильмов, предназначенные «для внутреннего пользования». Намечается переход в семидесятые – период брежневского застоя и тотального дефицита.