Любая территория должна что-то производить

Любая территория должна что-то производить

Любая территория должна что-то производить
Любая территория должна что-то производить
Ирина Ирбитская о градостроительном эффекте транспортного развития

Своим мнением о развитии московского транспорта, о пользе Московских центральных диаметров и о том, как должны обустраиваться промзоны вокруг МЦД, с «МП» поделилась Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС.

Ирина Викторовна, как вы оцениваете транспортную систему Москвы в целом?

– Транспортная система Москвы, безусловно, развивается сейчас довольно активно, очень быстро и в парадигме современного городского развития. Сегодня с появлением МЦД и МЦК Москва приближается по развитости систем общественного транспорта, например, к Парижу, когда из региона Иль-де-Франс можно доехать непосредственно в центр Парижа за 40 минут, за час.

Сейчас и по темпу строительства дорог Москва вошла в тройку мегаполисов мира.

– Да, у Москвы есть большая проблема с количеством дорог. Их очень мало, в основном строятся вылетные магистрали, и это тоже нужно делать, чтобы связать Москву с регионом. И что еще нужно сейчас, чтобы действительно улучшить жизнь в Москве для автомобилистов и для пешеходов, – это строить капиллярные сети улиц, то есть это много маленьких двухполосных, однополосных улиц, пролегающих через спальные районы и связывающих их друг с другом, потому что у нас очень низкая плотность улиц, и критически мало их именно в спальных районах. Но с их появлением районы станут более безопасными, чем сейчас: одно дело по пустынной тропинке идти подворотнями и дворами, по междомовым территориям и совсем другое – по освещенным улицам. Понятно, что горожане, если им не объяснить пользу этих улиц, будут сопротивляться, и поэтому мы не видим, чтобы в Москве происходили процессы трансформации в сторону все-таки районов с улицами, а не с проездами и магистралями.

В Москве появился новый вид транспорта – Московские центральные диаметры. Как вы считаете, это своевременно?

– Очень своевременно. Я бы сказала, что Москве это нужно было еще вчера, но такого сорта масштабные проекты, которые сейчас в Москве реализуются, по скорости можно сравнить разве только с Китаем. Европейские города гораздо медленнее развивают свои системы, потому что местное управление – это когда перед каждым таким проектом муниципалитет работает со всеми, и средними, и малыми городскими интересами, а не только с крупными инвесторами и девелоперами.

Как, по-вашему, будут ли активно развиваться промзоны вокруг МЦД?

– Безусловно будут. Есть такое понятие, как транзитно-ориентированный девелопмент (ТОД), – это территория радиусом 500–800 метров вокруг станций метро или мультимодальных хабов. Любой такой хаб провоцирует развитие территории, потому что связанность этих территорий с городом повышается. Промзоны очень сложно реконструировать, реновировать, а транспортный хаб, или станция метро, или МЦД капитализируют эти территории, что привлекает и инвестиции, и разнообразные городские интересы. Промзона получает шанс превратиться в полноценный городской район или квартал.

Как должны обустраиваться эти депрессивные территории? Не хотелось бы, чтобы там строились очередные торговые центры.

– Торговый центр крупного формата – это зло для города, он убивает весь локальный бизнес на территории, например, небольшие магазинчики, которые уже давно живут в районе. А значит, он убивает не только сложившуюся систему рабочих мест, но самое важное – отношения между локальными предпринимателями и жителями, которые привыкли к этим магазинчикам, лично знакомы с продавцами. Это очень важные человеческие отношения, которые ведут к росту доверия, а торговый центр – это формат анонимной торговли, и это всегда некачественные рабочие места, потому что условия работы в торговом центре гораздо ниже по комфортности и качеству, чем в таких маленьких магазинчиках. Поэтому развивать эти промзоны нужно в соответствии с развитыми моделями ТОД: в процессе преобразований таких промзон – от проекта до строительства – в первую очередь реализовывать местные, сложившиеся на прилегающих территориях интересы. Тогда не нужно будет искать каких-то внешних арендаторов, и мы будем говорить об интегрированном, мультифункциональном полноценном городском квартале. Все-таки полноценный городской квартал – это не территория, где исключительно спят, покупают и развлекаются, а территория, которая что-то еще и производит для города, страны и мира. Это самый важный вызов для реконструкции и развития этих промышленных территорий.

Теги: #