Лыжи не едут: история строительства и сноса горнолыжного комплекса Снежком - Московская перспектива
Лыжи не едут: история строительства и сноса горнолыжного комплекса Снежком

Лыжи не едут: история строительства и сноса горнолыжного комплекса Снежком

Лыжи не едут: история строительства и сноса горнолыжного комплекса Снежком
Лыжи не едут: история строительства и сноса горнолыжного комплекса Снежком
Всесезонный горнолыжный комплекс в Красногорске – яркая достопримечательность ближнего Подмосковья. Более того, аналогов ему не было во всей России. Тем не менее, Снежком решили снести. Об истории комплекса и о том, как отразится его снос на жизни Красногорска, читайте в материале МП.

Как был устроен «Снежком»
«Снежком» - первый и единственный в России всесезонный горнолыжный комплекс, располагавшийся в Павшинской пойме Красногорска. Открылся комплекс в 2008 году. Основным девелопером был «СУ-155». В ледово-развлекательном центре располагались каток, фитнес-центр, аквазона, игровые автоматы для детей, лазертаг. С целью экономии холода все тепловые мосты были вынесены за пределы зоны холода. Горнолыжный комплекс был выполнен в виде эллипса, который закрывал все тепловые мосты и одновременно производил экранирование панелей потолка склона от солнечного излучения.

Снег в горнолыжном комплексе производился по системе айс-крэш (ice-crash) путём размельчения пластин льда до состояния снега в специальных холодильных машинах (ледогенераторах), которые могут производить 90 тонн снега в сутки. После размола снег по трубам транспортировался на склон. Технология ice-crash обеспечивает комфортные климатические параметры. Толщина снежного покрова достигает 50 см.

Снежный склон в Снежкоме длиной 365 и шириной 60 метров являлся одним из самых протяжённых среди существующих искусственных склонов и занимал площадь в 24 тыс. м², перепад высот на нём достигал 65 метров. Также существовал учебный склон со специальным подъёмником длиной 54 м, сноуборд-парк и жёсткий склон, пользоваться которым могли только опытные лыжники. На склоне работали две снегоуплотнительные машины (ратраки), которые укладывали искусственный снег по склону. Ратраки были оснащены системами очищения выхлопных газов. В комплексе использовалось следующее оборудование: холодильные машины Geneglace, термопанели ThyssenKrupp, подъемники Doppelmayr (СКАДО) бугельный и кресельный, спортивный инвентарь Fischer, Burton, Besson, Atomic, Rossignol.

Кроме того, в «Снежкоме» был расположен всесезонный сноуборд-парк СНЕЖ.КОМ. В парке были установлены фигуры: Down rail, Cannon Spine, Down-Flat-Down box, Down-Flat-Down rail, Flat plastic rail, Flat box, Multibox (wallrides и spine). Досуговая часть Комплекса была отгорожена от склона перегородкой со специальным стеклом, способным выдерживать перепад температур до 300 градусов. Это позволяло создавать зимний климат на склоне и летний — в атриуме. В атриуме располагались конференц-зал, рестораны, магазины, специальный тренажерный зал, в котором можно было научиться кататься на лыжах и сноуборде.
«Снежком» пользовался большой популярностью у жителей Москвы, Подмосковья и туристов.

Закат горнолыжного комплекса
Проблемы у «Снежкома» начались в 2015 году, когда Сбербанк подал иск к «СУ-155» о неуплате задолженности по кредиту. Позже такие же иски посыпались от других кредитных организаций. В апреле 2016 года Арбитражный суд Москвы вынес решение о признании группы компаний «СУ-155» банкротом. Не смотря на это, комплекс не закрывался. Видимо, финансовые трудности компании, обслуживавшей «Снежком» отразились на его состоянии. В 2017 году многие посетители комплекса отмечали, что снег был плохого качества. Вскоре компанию-владельца ООО «Снежная горка» признали банкротом, а комплекс выставили на торги. Однако покупать его не спешили. Эксперты отмечали, что здание находится в аварийном состоянии, почва под ним размывается. Для его реконструкции требовались большие средства.

Как ни странно, даже после многочисленных констатаций плачевого состояния «Снежкома» и плохих отзывов клиентов, он продолжал работать. В 2022 году комплекс закрыли на реконструкцию, но планы быстро поменялись – в конце того же 2022 года было объявлено о скором демонтаже горнолыжной трассы. Недавно стало известно, что снос комплекса закончат к концу 2024 года. Об этом порталу РИА Недвижимость рассказал конкурсный управляющий ООО «Снежная горка» Роман Носов.
«Снос комплекса продолжается. На данный момент демонтирована его большая часть, осталась наиболее сложная конструктивная секция склона. Планируем завершить работы к концу 2024 года», - сказал Носов.

По его словам, после сноса комплекса участок планируется реализовать на торгах, которые могут пройти уже в первом квартале 2025 года. Интерес к территории комплекса проявила группа «Рубикон» экс-министра транспорта Московской области Михаила Олейника. «Насколько мне известно, данная компания ведет первичную проработку возможности эксплуатации территории», - добавил Роман Носов. 

Мнение 
МП удалось связаться с Денисом Колокольниковым, ныне управляющим партнером компании RRG, который принимал участие в создании комплекса. «В 2004 только думали о строительстве Снежком, но экономически это было не выгодно, я как раз рассчитывал окупаемость проекта. Основная идея «Снежком» - это повышение привлекательности локации, потому что это было чистое поле, моста не было, нужно было создавать уникальную инфраструктуру. Именно ради этого был построен «Снежком». Проект был очень амбициозным на тот момент. Это сложный инженерный объект, с очень большими инвестициями в десятки миллионов долларов на тот момент, его окупаемость была за пределами15-20 лет. Несмотря на это, приняли решение проект реализовать. Основным девелопером застройки Павшинской поймы был «СУ-155», но, кроме того, там были и отдельные другие девелоперы, например, «ДСК-1».», – отметил Денис Колокольников. 

Однако, по словам Колокольникова, район Павшинской поймы слабо развит с точки зрения инфраструктуры. Из крупных объектов в одной части располагались пешеходный мост и торговый центр Крокус. Но в другой части практически ничего не было.  «Поэтому, если мы исключаем жилье, то я бы рассматривал на месте «Снежкома» строительство общественно-торгового, развлекательно-спортивного многофункционального центра, который бы удовлетворил спрос на инфраструктурные объекты, которых в районе не хватает, - продолжает спикер. - Там могут быть и торговые объекты, ресторан, общепит, возможно, фитнес-клуб, бассейн, ледовый каток, термы с открытыми бассейнами. Такой многопрофильный проект мог бы стать очень успешным. Тем более, на месте «Снежкома» уже нельзя построить жилье. К тому же, жильё там нецелесообразно строить и из-за высокой плотности населения и слабо развитой инфраструктуры (там в большинстве своем типовые панельные дома, на первых этажах которых - неформатные помещения)».

Что дальше? О перспективах развития территории пока еще не снесенного «Снежкома» поговорили с экспертами

«Очевидно, что наибольшую ценность участок будет представлять, если будет возможность построить на его месте жилье, - рассказал руководитель департамента продаж РАД Григорий Начинкин, - Локация является популярной и востребованной среди покупателей квартир уровней эконом и комфорт классов. Средняя цена метра жилья в том районе сейчас на уровне 250 тысяч рублей. Однако, нужно будет учитывать нагрузку на инфраструктуру, дорожные сети, а также социальные объекты. Привлекательность Красногорска остается на прежнем высоком уровне, среди городов Московской области, поэтому дополнительные инфраструктурные объекты не окажут существленного влияния на популярность города для покупателей жилья. Это показательный пример для рынка, когда некогда популярный объект утратил популярность и ликвидность, возможно, похожая учесть может ждать и ТЦ «Июнь», расположенный в непосредственной близости».

В свою очередь управляющий партнёр аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева считает, что увядающие проекты на территории Москвы — лакомый кусок для застройщиков. По её словам, демонтировать такие объекты проще по сравнению с рекультивацией заброшенных производственных предприятий. «Возведение многоэтажек без необходимости строительства многокилометровых коммуникаций (например, в Новую Москву) позволяет здорово сэкономить на себестоимости нового здания, - говорит Косарева. - К тому же жилье вблизи станции МЦД-2 комфортно с точки зрения мобильности. Из-за этого пропорционально растет цена за квадратный метр жилья (однокомнатные квартиры — от 9 млн рублей). Согласно проекту, новые ЖК вместят в себя еще 18 тысяч жителей. Однако, если всю территорию бывшего спорткомплекса застроят жилыми домами, продать квартиры здесь будет непросто. Район Павшинской поймы перенаселен, там не хватает объектов социальной инфраструктуры, есть проблемы с парковкой. На наш взгляд, это решение снизит инвестиционную привлекательность района в целом, а работать близко к дому станет негде (тот же «Снежком» обеспечивал местных рабочими местами, плюс поддерживающая инфраструктура в виде кафе рядом)».

Эксперт добавила, что возможность добраться на метро и МЦД из центра в течение часа делает территорию удобной для размещения офисного центра и/или объекта социальной инфраструктуры (например, местные жалуются на невозможность попасть в детский сад). «Это и рабочие места, снижение нагрузки на транспортную систему, и трудовая миграция не только из района утром и в район вечером, но и наоборот», - подытожила Екатерина Косарева.

Теги: #