Мнение - Московская перспектива

Мнение

Мнение
Мнение Чонг Кхенг Чуа. Фото: АГН Москва
Чонг Кхенг Чуа, заместитель генерального директора Land Transport Authority, Сингапур

Чтобы лучше понять транспортную систему Сингапура и стратегию ее развития, расскажу об островном государстве, которое я представляю. Мы находимся на расстоянии 8 тыс. км от Москвы. Это одна из самых густонаселенных стран: на площади всего 724 кв. км проживает 5,6 млн человек. Длина страны 49 км, а ширина всего 25 км.

В 1990-х годах мы столкнулись с серьезными проблемами. Количество личных автомобилей стремительно росло, а общественным транспортом пользовалось только 12% населения.

Чтобы поддержать хорошее качество жизни и экономический рост, Сингапуру была нужна эффективная транспортная система. Поэтому мы предприняли меры для ограничения количества личных машин и сфокусировались на общественном транспорте.

Считается, что в Сингапуре самое большое количество машин на душу населения. Но это давно уже не так. Мы контролируем их количество, а также мотивируем пользоваться общественным транспортом. Сингапур – одна из самых дорогих стран мира по стоимости владения личным автомобилем, так как для этого нужно получить лицензию, сертификат, а затем выиграть аукцион.

Для сокращения доли личного транспорта и поддержания развития различных областей экономики в 2013 году был создан план развития территории, рассчитанный до 2030 года. Он включает точки формирования образовательных, промышленных, рекреационных и других кластеров. Наша задача – обеспечить всем этим объектам хорошую транспортную доступность.

Транспортная система Сингапура состоит из трех элементов – это автобусы, которые перевозят 4 млн человек в день, железная дорога (3,5 млн человек) и то, что мы называем «шеринг», куда входят такси (1,1 млн пассажиров).

Общественный транспорт для нас – основа всего, потому что это самый эффективный способ перевозки людей. Правительство инвестирует в большое количество проектов, чтобы система транспорта развивалась.

Нам нужны современные транспортные сети, чтобы люди получили альтернативу личному транспорту.

В этом году мы приняли генеральный план, рассчитанный уже до 2040 года, который предполагает, что 80% домохозяйств должны находиться не более чем в 10 минутах ходьбы от автобусной, железнодорожной станции или метро. Уже через 10 лет надеемся достичь показателя, когда 70–75% людей в утренние часы пик станут пользоваться общественным транспортом.

Мы хотим сделать так, чтобы Сингапур стал 45-минутным городом. Это означает, что человек из одной точки острова может добраться до другой не более чем за две трети часа. Это максимальное количество времени, которое он должен затратить на дорогу. Причем то же самое касается и маломобильных граждан. При этом, чтобы доехать до центра из любого другого места, пассажир должен потратить не более 20 минут. Это новый план, в рамках которого мы будем действовать.

К 2030 году мы хотим иметь 240 км MRT – так называются подземные железнодорожные линии, проще говоря, метрополитен. Сейчас протяженность составляет чуть меньше 200 км. Но и подземка у нас открылась примерно 15 лет назад.

В Сингапуре главный деловой район находится на юге города. Сейчас наша сеть метро выглядит как веер. Но мы начинаем также строить диаметральные линии, чтобы было удобно передвигаться. Вопрос децентрализации для нас тоже актуален. Мы хотим перемещать рабочие места из главного делового района в другие части острова. Сейчас мы создаем второй подобный кластер, но уже на западе. А вообще стоит задача распределить зоны деловой активности по всему Сингапуру. Это нужно для того, чтобы разгрузить транспортную систему.

Мы провели опрос удовлетворенности пассажиров. В первую очередь им важны безопасность и надежность перевозок, время, которые они тратят на свои маршруты, доступность, простота использования, комфорт.

Проект МЦД, который реализуется в Москве, может помочь разгрузить транспортные потоки. Вы интегрируете эти линии в систему работы общественного транспорта посредствам пересадок. У нас похожая концепция. Мы называем ее «интегрированные транспортные центры». Они объединяют железные дороги, метро и автобусы, а также личные автомобили. Мы добились того, чтобы эти пересадки были комфортными. Дело в том, что в Сингапуре непростой климат. У нас бывают сильные дожди, часто долго держатся высокие температуры. В таких условиях производить пересадки под открытым небом неприятно для пассажиров. Мы создали специальные терминалы, благодаря которым пересесть с одной станции на другую на любой вид транспорта люди могут, не выходя на улицу. В таких терминалах поддерживается постоянная температура, есть возможность получить дополнительные услуги, и осадки не мешают.

Если вы хотите развивать подобные пересадочные узлы, необходимо их тщательно продумывать. Станции должны быть просторными, размещение всех элементов хорошо рассчитано, чтобы не было участков, загруженных людьми, не возникало очередей перед эскалаторами, турникетами и так далее.

Следующий важный вопрос – современные технологии. С 2003 года, когда были запущены две первые линии MRT, все поезда у нас работают без машинистов. Это мы делаем не потому, что хотим быть на передовой технического прогресса, таким образом мы достигаем гибкости. Нам так легче управлять всей системой.

Также мы используем роботов для ремонта и технического обслуживания поездов. В этой работе есть операции, требующие высокой точности, что человеку сделать очень сложно.