Москва: история в живописи
Представить себе Москву несколько столетий назад — легко! Фотографию еще не изобрели, зато великие русские художники оставили нам с вами живописные полотна с видами древней столицы. Если разобраться, что именно изобразил художник, добавить немного воображения и сравнить картины с современными фотоснимками тех же мест, сможем совершить настоящее путешествие во времени, а заодно, быть может, узнать немного больше об истории нашего города.
Художник Аполлинарий Васнецов хоть и писал свои картины на рубеже XIX-XX веков, но рисовал Москву древнюю, допетровских и петровских времен. Достоверность изображаемого восстанавливал по рассказам и историческим хроникам.
Аполлинарий Михайлович — младший брат не менее знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова, запечатлевшего на холсте героев русских сказок и былин («Богатыри», «Аленушка», «Витязь на распутье»). Вслед за братом, Аполлинарий Васнецов тоже увлекся древним, русским, самобытным, но избрал для сюжетов своих картин не сказочных персонажей, а вполне себе обыкновенных людей, запечатлев их в реалиях той самой ныне ушедшей купеческой Москвы. Простые, на первый взгляд, обыденные, бесхитростные сюжеты дают возможность представить образ жизни москвичей былой эпохи, царящие нравы и традиции, помогают нам ярче ощутить дух того времени. Смотрим!
«Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке», А.М. Васнецов, 1922 г.
Всехсвятский (Всесвятский) мост находился в районе современного Дома на набережной и вел к нынешней улице Ленивка. Соорудили его прямо в том месте, где со времен основания города реку переходили вброд. Мост начали строить иностранцы из Страсбурга по приказу царя Михаила Федоровича (первого Романова), а завершили спустя полвека, в 1692-1693 годах — и в более-менее целом состоянии он простоял до середины XIX века.
Название свое мост получил по имени Всехсвятских (Трехсвятских) ворот Белого города (того, что проходил по границам современного Бульварного кольца), а они, в свою очередь, в честь церкви Всех Святых. Называли его поначалу Берсеневским, Космодамианским, а также Каменным, Новым Каменным (Старым Каменным был Троицкий мост через Неглинку у одноименной башни Кремля). Позже он стал Большим Каменным мостом.
170 метровый мост соединял Белый город и Замоскворечье. По своей ширине — 22-24 метра — он считался настолько просторным (много ли конным повозкам надо?), что и эти квадратные метры застроили: при Петре Первом здесь стояли палата Предтечевского монастыря, каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор.
Кстати, «пьяная» слава закрепилась за этим местом не случайно: на мосту стоял кабак «Заверняйка» (возможно, название связано с тем, что проходившие мимо люди не могли не завернуть на огонек!), а в Шестивратной башне (которую мы и видим на переднем плане картины) находились «верхние гульбища» — террасы, этакие современные общественные пространства с фуд-кортами, где разбитные москвичи собирались для вкушения крепких и не очень спиртных напитков и прочего веселья (например, по весне отсюда наблюдали за ледоходом на Москве-реке).
К слову, следили за правильной (с точки зрения государственной политики) реализацией спиртного тоже здесь: в упомянутой башне размещались Корчемная канцелярия (контора), которая ведала распространением алкоголя и присматривала за его распространителями, а также тюрьма для бутлегеров старой Москвы.
«Лихая» известность моста даже закрепилась в отечественной литературе: так, в пьесе Александра Островского «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» 1861 года есть диалог (в не менее знаменитом фильме 1964 года упоминание о мосте убрали):
Красавина. …Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась.
Белотелова. Откуда ж они?
Красавина. Из диких лесов, говорят. Днем под Каменным мостом живут, а ночью ходят по Москве, железные когти у них надеты на руки и все на ходулях; по семи аршин ходули, а атаман в турецком платье.
Белотелова. Зачем на ходулях?
Красавина. Для скорости, ну и для страху.
Каменный мост был знаменит еще и тем, что здесь праздновалось одно из первых военных завоеваний Петра Великого – взятие Азова в 1696 году. Возле все той же Всехсвятской башни установили триумфальные ворота, через которые шествовала победоносная процессия во главе с государем. Кстати, до этого подобные триумфы в стиле древнеримских празднеств в России не проводились.
На левой стороне ворот стояла статуя Геркулеса, как писал современник, «человек резной, у него в правой руке палица, в левой руке ветвь зеленая, над ним написано "Геркулесовой крепостью"»… На правой стороне ворот стояла статуя бога войны Марса, со щитом и словами «Марсовой храбростью»… По своду ворот были видны написанные золотом слова: «Прийдох, увидех, победих». Он сторон ворот к мосту висели картины на полотне с изображенными там эпизодами осады, а перила моста украшали персидские ковры. (Из книги «Остоженка, Пречистенка, Остров и их окрестности». С. Романюк, 2016).
В конце XVIII века Всехсвятский мост дважды заливало во время наводнений, рушились арки строения, приходили в негодность здания и гибли люди. На укрепление моста потратили 213 тысяч рублей. Для сравнения: при Екатерине II чуть больше рубля в год платили крестьяне в виде подушной подати.
«Каменный мост я застала с двойною башней наподобие колокольни; он был крытый, и по сторонам торговали детскими игрушками. Самые лучшие из игрушек были деревянные козлы, которые стукаются лбами. Были игрушки и привозные, и заграничные; их продавали во французских модных лавках, и очень дорого», — рассказывала правнучка историка Татищева Елизавета Янькова.
Наконец, в середине 1850-х морально устаревший и обветшавший мост снесли. На его месте возвели первый в Москве трехпролетный мост с металлическими фермами по проекту инженеров Воскобойникова и Танненберга.