Москва продолжает процесс ревитализации набережных
На недавно состоявшейся конференции «Набережные без границ» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что до этого момента даже титульная река города не была местом притяжения его жителей и транспортной осью Москвы. На 10 процентах освоенных территорий проживало всего два процента москвичей. В то время как в самых разных городах мира участки вдоль рек плотно заселены и считаются наиболее престижными.
Процессы по изменению ситуации начались в 2015 году с проектирования мостов. Сейчас строится семь, причем разных форм и конструкций. Есть сооружения с совмещенными инженерными решениями, например, в Филях, Мнёвниках, в Нагатинском затоне. Это обогащает городские ландшафты интересными визуальными образами, а практику столичного мостостроения новыми навыками и решениями. «До старта возведения новых мостов я считал, что это будет идти сложно, тормозя весь процесс речных преобразований. А оказалось иначе. После сдачи семи мостов в городе стартуют стройки по 14 новым. В этом отношении процесс идет с опережением», – отметил Сергей Кузнецов.
Появится в городе и настоящая верфь на базе существующего судоремонтного предприятия в Нагатино. Но главный курс взят на придание территориям вдоль рек новой функции – рекреационной, прогулочной. Прибрежные зоны бывшего завода «ЗИЛ», «Лужников», Карамышевской набережной уже приобрели совершенно иной вид. Новым принципом безбарьерного взаимодействия реки и города, как отметил Кузнецов, руководствовались и при реконструкции Москворецкой набережной вдоль парка «Зарядье». Существенным дополнением к этому процессу стало развитие судоходства, запуск всесезонных речных электротрамваев. При таком подходе река получит новые производные функции. Они могут быть связаны и с развитием курортных центров – открытых бассейнов, что уже происходит, и с созданием марин. Наиболее активной транспортной частью Москвы-реки может стать бьеф, отрезок между двумя шлюзами – Коломенским и Мнёвниками. Намерение двигаться в одном направлении изъявляют и город, и девелоперы. Главный архитектор столицы считает несомненным плюсом, что власти и бизнесу удалось прийти к единому пониманию темы.
Генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский рассказал о таком новом виде активности, как сапбординг. В Москве уже проводятся фестивали по этому виду спорта, и зрелище, когда сотни горожан перемещаются по реке, стоя на сапбордах, выглядит феерично. Он напомнил, что протяженность берегов Москвы-реки составляет 201 км. Это говорит об огромных возможностях всего лишь одной водной артерии города. Самые разные города мира за счет таких пространств успешно решают проблему дефицита парковых и развлекательных зон, разделяя прибрежные территории на разнообразные ландшафтные зоны и предлагая жителям уникальные сценарии времяпрепровождения.
В Сингапуре, например, река охлаждает город – именно поэтому она становится центром притяжения. Интересная практика уже появляется и в Москве. Удачными, по мнению Георгиевского, можно считать речные «балконы», продолжающие дизайн парящего моста в «Зарядье». Мост и «балконы», выполненные в одной стилистике, можно рассматривать как часть единого дизайн-кода столицы. Положительно он оценивает даже эффект провокационного арт-объекта «Большая глина» на Болотной набережной Москвы-реки возле ДК «ГЭС-2». Она тоже стала своего рода магнитом для горожан.
Стремлением раскрыть потенциал рек полны и девелоперы. Хотя схемы взаимодействия их с городом в этом процессе различны. Ранее наиболее трудоемкие вопросы (углубление дна, берегоукрепление) выполняли за счет бюджета, бизнес брал на себя обустройство прилежащих территорий, создавая прогулочные зоны, велосипедные и беговые дорожки, озеленяя и декорируя их малыми архитектурными формами. Как выяснилось, в каждом случае распределение нагрузок выглядит по-разному. Есть примеры, когда девелоперы справляются с береговыми территориями самостоятельно. Так развивалось обустройство Нагатинской поймы в рамках проекта «Ривер-Парк». При этом принцип, заданный городом, выдерживался: создавалась единая прибрежная зона, тесно взаимодействующая с жилой застройкой.
По аналогичному принципу станет развиваться и набережная Южного порта. Ее береговая часть растянется на 13 км и визуально будет представлять собой единой целое. Застройкой 7,24 га земли здесь будет заниматься ГК FORMA. Чтобы сделать максимально насыщенным и интересным свой прибрежный участок, компания заказала проект голландскому бюро West 8. А чтобы изменения были максимально зримыми на первых этапах строительства, компания уже создает пирс для легкомоторного речного транспорта.
Компания Level Group имеет в своем портфолио пять проектов, связанных с прибрежными зонами. По расчетам, которыми поделился партнер компании Андрей Меркулов, расценки на квадратные метры имеют прямую корреляцию с расположением жилого комплекса и видами, которые открываются из окон его домов. Если человек покупает квартиру с панорамным видом города, то стоимость квадратного метра возрастает на три процента, если на городские доминанты – на 5–7 процентов. Жилье у воды обойдет дороже на 15 процентов. Такая «математика» и является дополнительным аргументом в пользу ценности прибрежных пространств Москвы.