«Мосметрострой» выходит в город - Московская перспектива

«Мосметрострой» выходит в город

«Мосметрострой» выходит в город
«Мосметрострой» выходит в город
Покупка правительством столицы крупного подрядчика позволит быстрее строить метро

Правительство Москвы объявило о приобретении 51% акций АО «Мосметрострой». Это одна из старейших компаний по строительству подземки в России и самый авторитетный игрок этого рынка. По мнению представителей столичного стройкомплекса, управление компанией осуществлялось недостаточно эффективно, теперь же появится возможность исправить ситуацию.

Компания «Мосметрострой» на протяжении многих лет выступает субподрядчиком у АО «Мосинжпроект» по возведению объектов метрополитена. По разным оценкам, на ее долю в разные годы приходилось от 20 до 36% работ по строительству подземки, а суммарный объем портфеля долгосрочных заказов компании составлял 52,2 млрд рублей.

Напомним, что ряд важных участков московской сети метрополитена был построен и запущен силами именно этой компании. Тем более что проблем с заказами в последние годы не было – масштабная программа развития метро позволяла участвовать в торгах и регулярно получать подряды. Но даже несмотря на такие благоприятные условия, в последнее время компания испытывала трудности. Так, в 2017 году 49% акций компании по договоренности с собственниками были переданы группе «ВТБ» для погашения задолженности, размер которой составил 26,8 млрд рублей. Однако уже в следующем, 2018 году, показатели компании вновь ухудшились, что привело к частичному обесцениванию долей. В итоге контрольный пакет акций, принадлежавший совладельцам УГМК Искандару Махмудову и Андрею Бокареву, был передан столичным властям безвозмездно.

Как пояснили в столичном Комплексе градостроительной политики и строительства, обладание контрольным пакетом акций компании «Мосметрострой» позволит городу осуществлять более эффективное управление, а значит, и сроки строительства метро будут сокращаться.

В настоящее время идет работа по оценке финансового состояния компании и ее внутренних проблем. Только после этого будут приняты управленческие решения. Вместе с тем уже сейчас понятно, что компания сохранит свой бренд и не будет объединяться с другими строительными организациями и компаниями города.

Как заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, столичные власти выделят средства на обновление оборудования и технической базы «Мосметростроя». Пока идет оценка финансового состояния и активов компании, говорить о конкретных объемах выделяемых средств рано.

Объединение производственных и трудовых ресурсов особенно актуально, учитывая грандиозные планы мэрии по развитию подземки.

Консолидация активов и усилий для реализации важных градостроительных задач и проектов в Москве проводится не впервые. Почти десять лет назад для выполнения программ развития транспортной инфраструктуры в городе был определен единый центр принятия решений. Им стал инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект». Теперь эта компания, принадлежащая департаменту строительства Москвы, отвечает за строительство метро, дорог, транспортно-пересадочных узлов и реализацию ряда других проектов, являясь их единым оператором и распорядителем выделяемых из бюджета средств. Помимо этого, холдинг занимался и другими важными и ответственными проектами, в частности, реконструкцией Большой спортивной арены «Лужники» и строительством парка «Зарядье». Впоследствии, в соответствии с решением президента России Владимира Путина, компания «Мосинжпроект» стала единым оператором так называемого хордового кольца Москвы. Эта новая дорожная система объединит четыре столичные магистрали – Северо-восточную, Северо-западную и Юго-восточную хорды, а также Южную рокаду.

Другим не менее показательным примером объединения активов стало приобретение столичными властями доли в «Москапстрое» у АФК «Система». В начале прошлого года правительство Москвы выкупило 30% акций этой инжиниринговой компании, доведя свой пакет до 100%. Основным мотивом такого приобретения стало стремление властей повысить эффективность управления инженерным потенциалом и производственными мощностями компании, а также необходимость направить их на решение наиболее актуальных градостроительных проектов мэрии, в частности, на программу реновации жилого фонда.

Эксперты признают, что такая централизация безусловно дала положительные результаты: без нее не представлялось возможным сокращение административно-бумажной стадии до начала строительства, и кроме того, необходимо было обеспечить оперативность принятия управленческих решений. В стройкомплексе пояснили, что работа по масштабным проектам через единую компанию-оператора позволяет снижать стоимость строительства. Например, реконструкция «Лужников», проводимая «Мосинжпроектом», обошлась в 26,6 млрд рублей, тогда как без единого заказчика цена превысила бы 30 млрд.