Мост особого назначения - Московская перспектива

Мост особого назначения

Мост особого назначения
Капремонт Большого Каменного моста продлит срок его службы еще на несколько десятилетий

Начался капитальный ремонт Большого Каменного моста, одного из самых известных мостов столицы. С момента постройки в 1938 году его ни разу основательно не ремонтировали. Мост «заново пересоберут», отреставрируют чугунные элементы ограждения, мачты освещения и гранитную облицовку, воссоздадут исторические дубовые витражи. Капремонт закончится в следующем году и обойдется столичному бюджету примерно в 2,6 млрд рублей.

Большой Каменный мост каменным был не всегда. Сначала на месте брода от Ленивки примерно до красных линий Дома на Набережной в XVI веке был устроен наплавной мост, или, как его еще называли, «живой». Тогда он состоял из связанных бревен, лежащих на поверхности воды. Такие мосты поднимались и опускались вместе с уровнем Москвы-реки, быстро демонтировались в случае появления неприятеля и разводились для прохода судов.
Лишь в 1643 году по указу царя Михаила Романова мастер из Страсбурга Ягон Кристлер начал строительство «первого в Москве постоянного каменного моста».
Правда, вскоре и царь, и зодчий отошли в мир иной, и работы остановились. Вернулись к работам уже при царевне Софье в 1682 году, которая вместе с Василием Голицыным решила наконец-таки завершить дело.
Спустя десять лет мост предстал во всей красе и был назван Всехсвятским (в дальнейшем он был и Берсеневским, и Новым каменным, но в конце концов получил нынешнее название – Большой Каменный). На его возведение было потрачено настолько много казенных денег, что даже возникла поговорка «дороже Каменного моста».
Постройка поражала москвичей своим видом и размерами: длина – 170 метров, а ширина – 22 метра. Мост был примерно в три раза шире, чем средневековые улицы центра Москвы. При таких габаритах он превратился в то, что сегодня принято называть общественным пространством. По краям моста возвели здания казенных учреждений, каменные палаты, деревянные лавки. В них расположились пивной двор, Корчемная канцелярия и даже тюрьма, шла торговля разными товарами. С одного из краев стоял популярный кабак «Заверняйка».
На мост приходили, чтобы полюбоваться видами города и развлечениями вроде кулачных боев, которые устраивали на льду, с восторгом наблюдали за ледоходом с безопасной высоты.
Мост имел и еще одну особенность: между его опорами реку перегородили плотиной и устроили мельницу, что, к сожалению, послужило началом его разрушения из-за усилившейся нагрузки.
После потери лоска и великолепия мост окутала дурная слава. Под пролетами обосновался большой воровской притон. Отсюда пошло и воровское выражение «концы в воду», поскольку обворованных людей зачастую просто сбрасывали в Москву-реку.
Самым знаменитым персонажем здесь в свое время был Ванька-Каин, на начальном этапе своей грандиозной карьеры вор, разбойник, а по совместительству информатор Сыскного приказа, у которого в услужении была вся московская полиция.
К середине XIX столетия мост окончательно обветшал, и власти приняли решение о его сносе. Но дело оказалось не из легких. Добротная каменная кладка оказалась столь прочной, что пришлось применить взрывчатку. В 1858 году на освободившемся месте горным инженером Николаем Воскобойниковым по проекту инженера-полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве, металлический трехпролетный арочный мост.
В 1921 году уже советские власти объявили конкурс на проект нового моста. Но лишь со второй попытки появился вариант, устроивший архитектурно-строительную комиссию. Нынешний Большой Каменный возвели в 1938-м чуть ниже по течению, поскольку узкая улица Ленивка не вмещала к тому времени всего потока транспорта.
Мало кто знает, что из-за строительства был даже перенесен дом
№ 5/6 по улице Серафимовича, который мешал проведению работ. Он весил 7,5 тыс. тонн. Здание аккуратно, по рельсам, перевезли на новое место, не отселяя жильцов. Об этом событии Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал».

…Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!
Постовой ответил Сёме:
– Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти...

Опираясь на две каменные береговые опоры, новый мост как бы перелетает через Москву-реку и поднимается над набережными. С одной стороны, этот архитектурный прием имеет чисто практическое значение – движение по мосту и набережным полностью развязано, а высокий кремлевский берег плавно сопряжен с более низким, Замоскворецким. С другой – конструкция компенсирует скромные размеры Москвы-реки.
Инженер Николай Калмыков в компании с архитекторами Владимиром Щуко, Владимиром Гельфрейхом и Михаилом Минкусом, наступив на горло собственной песне, внешне сделали мост простым, превратив его в одну из лучших смотровых площадок города, которая позволяет увидеть великолепную панораму берегов Москвы-реки с большим количеством достопримечательностей.
По краям моста они установили чугунное ограждение, украшенное медальонами с гербом столицы советской поры в окружении знамен с колосьями, а в длинном пандусе, выходящем на Боровицкую площадь, скрыли технические помещения, в которых со времен Сталина расположен гараж Кремлевской службы охраны.
Однако за 80 с лишним лет непрерывной эксплуатации мост начал разрушаться. Капитальный ремонт позволит значительно продлить срок его службы.
При этом полностью закрывать мост для транспорта не будут. Работы начались с его проезжей части, с которой уже сняли около 7 тыс. кв. метров асфальтобетонного покрытия. Разобраны железобетонные конструкции подэстакадного пространства левого берега и ограждение моста, чугунные элементы которого будут отправлены на реставрацию. В работах задействовано около 200 специалистов-мостовиков и 60 единиц строительной техники.