МП образование: как начать карьеру в сфере транспортного планирования
Вы обучались на кафедре градостроительства архитектурного вуза, а затем продолжили обучение в смежной сфере – транспортном планировании. Расскажите, почему вы решили продолжить обучение в этом направлении?
Транспорт оказывает существенное влияние на градостроительный потенциал территорий, развитие и рост городов и агломераций, во многом определяет планировочную структуру районов. Эта сфера показалась мне интересной, могла дать полезные знания и навыки в проектировании. Зачастую проекты студентов-архитекторов, являясь интересными и визуально привлекательными, не учитывают в должной мере транспортные факторы, и проектные решения транспортного раздела не достаточно проработаны. Я посчитал, что в этом направлении мне будет интересно и полезно расти.
Почему вы выбрали НИУ ВШЭ, Высшую школу урбанистики? И чем этот ВУЗ отличается от других учебных заведений?
Высшая школа экономики привлекла меня своим подходом к восприятию транспорта. Здесь улично-дорожная сеть рассматривается не просто как «скелет» города, обеспечивающий необходимую пропускную способность и обслуживающий транспортные потоки между зонами, а практически как часть городской ткани. Это не «дорожная» транспортная магистратура, а именно градостроительная. Также она привлекла меня междисциплинарностью студентов и преподавателей. К примеру, со мной параллельно учились экономисты, социологи, эконом-географы, транспортники, менеджеры-управленцы и архитекторы. Все они воспринимают город с разных точек зрения, разное считают важным, и мне было интересно увидеть и понять эту разницу, а также то, какое влияние она оказывает на принятие градостроительных решений. Это уникальный опыт, который можно получить далеко не во всех вузах, поскольку зачастую магистерские программы формируются из своих же выпускников по аналогичной специальности. Кроме того, в Вышке как предметы, так и отдельные курсы вели известные в сфере эксперты – урбанисты и транспортники, – а также зарубежные преподаватели. Отдельно хотел бы ответить многоуважаемого Михаила Яковлевича Блинкина.
Как был выстроен процесс обучения? Какие дисциплины вы изучали, и какие проекты выполняли? Пригодились ли в вашей работе полученные знания и навыки?
Магистратура ВШЭ заметно отличается от других градостроительных программ архитектурных вузов за счет научного подхода. Учеба была не только творческая: нас учили правильно считать технико-экономические показатели проекта, преподавали теорию и историю градостроительства, обучали методологии проведения исследований и доказательства гипотез. Другое отличие в том, что она имела сильную практическую направленность. Мы выполняли проекты жилых комплексов, работали с большими данными, анализировали транспортные потоки, выполняли моделирование, и все это влияло на проектные решения. Именно за такими дополнительными навыками и знаниями в транспорте я поступал в Вышку.
Была ли возможность во время обучения пройти стажировку в различных компаниях и организациях?
У нас была возможность пройти практику как в сторонних организациях, так и в самом институте. Я выбрал известную консалтинговую компанию, где мне удалось поучаствовать в разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры одной из крупнейших агломераций страны. Там я получил исходные данные для своей дипломной работы: информацию о транспортных потоках, перемещениях по целям поездок и так далее. Это позволило мне увидеть работу в транспортном консалтинге и разработку документации такого уровня изнутри.
Расскажите об Отделе планирования градостроительного развития Управления планирования транспортной инфраструктуры ЕИПП РФ. Какие специалисты у вас работают?
Специалисты-транспортники бывают очень разные. Одни развивают пути железнодорожного сообщения, другие – водный транспорт, третьи – авиацию. И, конечно, есть специалисты-дорожники, которые проектируют как непосредственно улицы и дороги, так и инженерные сооружения. В нашем Едином институте преимущественно представлены именно специалисты в сфере градостроительства, занимающиеся транспортным планированием, разрабатывающие комплексные решения и взаимоувязывающие проектные предложения всех этих разделов. Это и очень опытные специалисты, внесшие огромный вклад в проекты Единого института и делящиеся своими знаниями и навыками с молодежью, и специалисты, пришедшие сразу после вуза и только начинающие свой путь, которые хотят развиваться и учиться у них.
Каковы основные задачи вашего отдела? Какие виды работ вы выполняете?
Виды работы в градостроительной деятельности законодательно разделяются по уровню разработки: выделяют документы федерального, регионального, местного уровней. Например, схемы территориального планирования, генеральные планы муниципальных образований, проекты планировки территории. Также в работе есть проекты планировки линейных объектов — это отдельные улицы, автомобильные дороги. Вместе с тем, наш отдел участвует в выполнении мастер-планов, которые могут разрабатываться как на субъект, так и на город или даже его часть. Этот документ более комплексный, так как в нем одновременно может предусматриваться размещение объектов и федерального, и регионального, и местного уровней, и при этом проектные решения согласовываются с органами власти и профильными ведомствами. Такой документ дает органам власти более комплексное понимание того, как территория будет развиваться, и какие шаги необходимо предпринимать, чтобы двигаться в этом направлении.
Над какими проектами вы работаете сегодня?
В настоящее время Институт выполняет проекты как по воссоединившимся регионам Российской Федерации, так и по другим территориям. Зачастую это ключевые точки роста нашей страны. В целом мы выполняем все виды градостроительных работ, от концепций благоустройства прибрежных территорий до схем территориального планирования целых субъектов РФ, этим уникален опыт работы здесь.
За что вы любите свою работу и в чем ее сложность, особенности?
Когда я только поступал в институт, меня очень привлекла тесная взаимосвязь архитектуры и градостроительства со многими другими областями. Можно разрабатывать совершенно разные объекты, использующиеся в разных сферах и оказывающие влияние на различные стороны жизни граждан. Работая с городами, с любыми территориями, мы всегда сталкиваемся с множеством особенностей и факторов, которые важно учитывать. В их числе экологическая обстановка, развитие промышленности, интересы крупного бизнеса и собственников жилья. Это работа в балансе, когда ты стараешься учесть мнение и потребности всех, чтобы сделать жизнь людей лучше. Особенность заключается в горизонтах планирования - например, срок реализации проектных решений может достигать 20 лет, а некоторые мероприятия ты планируешь уже на следующий год. Нужно быть готовым к тому, что некоторые из своих проектных предложений можно увидеть реализованными не скоро. Любовь к профессии, конечно, подкрепляют масштабность и значимость проектов, их социальная важность.
Какие транспортные технологии вы считаете наиболее перспективными для будущего?
На мой взгляд, наиболее перспективными технологиями в области транспорта в обозримом будущем станут беспилотные автомобили и интеллектуальные системы управления транспортными потоками. Уже сейчас мы видим внедрение таких систем в городах России, а дальнейшее развитие позволит оптимизировать движение, учитывая фактическую загруженность, и планировать маршруты общественного транспорта без излишней задублированности маршрутов. Это приведет к сильной трансформации общественного транспорта, в частности, к повышению персонализации поездок и увеличению средней скорости движения. Эту тенденцию подкрепляет развитие сервисов доставки и такси, к которым люди уже привыкли, а ведь совсем недавно логистика «последней мили» была совершенно иной. Таким же удобным должен стать общественный транспорт, связывающий места проживания с местами приложения труда.
Как будет развиваться транспортная инфраструктура в ближайшие 10-20 лет?
В последние годы в России активно развивается внутренний туризм. Думаю, что в ближайшие десятилетия будет актуальна тенденция к повышению доступности туристических территорий за счет развития железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта. Для создания соответствующей инфраструктуры может быть полезен опыт некоторых европейских стран и дружественных соседей по Черноморскому бассейну.
Какие советы вы могли бы дать молодым специалистам, которые хотят работать в сфере планирования транспортной инфраструктуры?
Я считаю, что сильный специалист в сфере градостроительства – это, в первую очередь, специалист междисциплинарный, который обладает компетенциями не только в своей области, но и в смежных, с которыми сталкивается ежедневно на каждом из проектов. Ценность специалиста определяется умением взаимодействовать со смежными специалистами, вместе находить оптимальные решения и совместно отстаивать их, при этом учитывая конструктивную критику. Например, мой опыт обучения на бакалавриате по архитектуре и в магистратуре по транспортному планированию совершенно точно позволяет лучше находить баланс в проектах между этими областями и лучше понимать, чем обусловлены проектные решения других специалистов. Если вы хотите быть уникальным и ценным для организации, я бы порекомендовал изучить несколько смежных областей и выбрать основное направление деятельности, которое вам наиболее интересно. Тогда вас будут ценить и за уникальный набор знаний и навыков, и за глубокие познания в определенной области, при этом вы будете максимально вовлечены в работу и сможете обосновывать свои предложения с разных точек зрения.
Как Единый институт помогает развивать профессиональные навыки в области градостроительства?
В начале моей работы в сфере градостроительства на меня произвели особое впечатление специалисты, получившие образование в советское время. Помимо сильной градостроительной школы и обширной базы академических знаний, у них есть огромный опыт, приобретенный благодаря работе с различными территориями, изучению их особенностей, специфики, тенденций развития, и этот опыт применим на любом проекте. У сотрудников Единого института есть реальная возможность приобрести такой багаж знаний, поскольку география проектов очень обширна и растет с каждым годом. Работа в ЕИПП РФ также позволяет участвовать в самых разных видах проектной деятельности и выполнять различные виды работ, что расширяет профессиональный кругозор, укрепляет ранее полученные навыки и дает возможность раскрыться инициативным специалистам, найдя себя в том, что действительно интересно. Единый институт - это про масштабные и важные проекты, во многом определяющие социально-экономическое и пространственное развитие страны.