31 августа 2023
16:19
МСУ-1 воссоздает исторические объекты в любимых горожанами уголках Москвы
МСУ-1 воссоздает исторические объекты в любимых горожанами уголках Москвы
Долгие годы занимая позиции надежного и высокопрофессионального подрядчика на строительном рынке Москвы ГК «МСУ-1» периодически реализовывала уникальные проекты. Это участие в строительстве госпиталя в Вороново, возведение памятника Неизвестному солдату во Ржеве и воссоздание сложнейшего объекта – павильона «Космос» на территории ВДНХ.
«Космос» стал настоящим творческим вызовом для компании, ведь реставрация объединяет множество специализаций, но вызов был с успехом принят. В результате на ВДНХ уже несколько лет работает масштабный павильон «Космическая промышленность».
Декоративное панно для павильона Золотой колос
Теперь реставрация стала одним из направлений в работе МСУ-1. Создана дирекция, директором проекта назначен Кирилл Бакакин, который руководит коллективом, насчитывающим более сотни специалистов. Сейчас перед подразделением стоят задачи на шести площадках, три из них – павильоны «Золотой колос», «Центросоюз» и «Карелия» – находятся в активной стадии реставрации. Об этом мы побеседовали с Кириллом Бакакиным на всех трех площадках выставки.
[МП] Кирилл Евгеньевич, как вы относитесь к этим сооружениям на ВДНХ? Какова для вас их значимость – и культурная, и историческая?
– Когда меня спрашивают, стоит ли вести широкомасштабные работы по восстановлению павильонов, не лучше ли возвести новые, современные, я сравниваю с вопросом, а надо ли нам учить историю страны? Интерес к архитектуре – это один из способов увидеть материальное прошлое своего народа. Занимаясь воссозданием объектов на ВДНХ, по сути, мы показываем то, чем занимались советские люди, потеряв 20 миллионов своих соотечественников в тяжелейшей Великой Отечественной войне. Были разрушены города, не было в достаточном количестве продуктов питания, а наши деды и прадеды уже строили шикарные павильоны ВДНХ! Каким же должно быть желание жить, какой должна быть вера в будущее, если приходившие с войны люди строили грандиозные объекты, подчас вынужденно обходясь самыми примитивными подручными средствами, чтобы добиться поставленной цели.
Павильон "Золотой колос". Источник: сайт ВДНХ.
[МП] Насколько проблемными оказались павильоны «Карелия», «Центросоюз», «Золотой колос», которыми вы занимаетесь сейчас?
– Нашей работе с этими павильонами предшествовала большая исследовательская работа. На одном из объектов (павильон «Золотой колос») потребовалось даже внести в перечень объектов культурного наследия пристроенный корпус, который к этой категории не относился. Степень сохранности этих сооружений невысокая, так как строились они в ситуации дефицита всего – специалистов, стройматериалов, оборудования. Например, на объекте «Карелия», построенном в 1954 году и носивший тогда название «Карело-Финская ССР», были обнаружены изъяны в несущих конструкциях. Фундамент здания возведен на довольно проблемном участке. Непрочная основа стала причиной возникновения трещин, поэтому будем производить инъектирование кирпичной кладки и фундамента специальными составами. Павильон «Центросоюз» строился примерно в таких же условиях. При возведении стен использовали силикатный кирпич, а он очень непрочный. Так что мы даже удивляемся, как удерживался в верхней части здания лепной декор, который мы сейчас восстанавливаем. Павильон «Золотой колос» строился в те же годы, но в последние десятилетия пустовал и разрушался естественным образом, не будучи законсервированным.
[МП] Уже есть решения, как эти объекты будут использоваться в дальнейшем и как вы их приспосабливаете для выполнения этих функций?
– Павильон «Карелия» в последние годы сменил несколько названий, включая «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», «Советская печать». Пока неизвестно, какие экспозиции разместятся в нем после открытия. Но уверен, что интерес к нему будет огромным. Объект выделяется на общем фоне фронтоном из лиственницы, деревянной скульптурой, цветочными рельефами, входными группами из дуба. И все это прекрасно сочетается с белоснежной лепниной. «Центросоюз» в советские годы выполнял функции экспозиции возможностей потребкооперации. После реставрации он станет филиалом музея Льва Толстого, в нем откроются экспозиции, посвященные Отечественной войне 1812 года. Объект будет полностью приспособлен под эти функции.
Павильон «Золотой колос» станет Домом приемов ВДНХ. В момент своего создания он выполнял функции ресторана. Здесь большие помещения, пока мы их используем для воссоздания декора, который разрабатывался при оформлении «Центросоюза». Это декоративные панно на стенах, вокруг внутренних входных групп, на потолках. Все воссоздается по сохранившимся фото, эскизам. Работа на павильоне «Золотой колос» самая масштабная. Там потребуется восстанавливать и фундамент, и стены, и даже стальные балки, поддерживающие террасу второго уровня. Все в плачевном состоянии. Все исторические детали, например, деревянные двери, будут сохранены и восстановлены. В здании появится подъемное устройство. Вернутся на свои исторические места хрустальные люстры.
Павильон "Центросоюз". Источник: сайт ВДНХ.
[МП] Были ли в процессе работы сделаны какие-то неожиданные находки?
– Конечно. В павильоне «Карелия» обнаружили метлахскую плитку на полу, закрытую другим материалом, а в центральном пространстве нашли замурованные ниши, в которых размещались диорамы с видами Карелии.
[МП] В строительных компаниях часто говорят о нехватке квалифицированных кадров. Вы, как реставраторы, с этим сталкиваетесь?
– Не могу точно сказать, каков уровень дефицита строителей, а в реставрационной сфере он очень высок – не хватает 70 процентов специалистов. Постоянно занимаемся тем, что выращиваем их сами. Например, к нам приходит обычный прораб, а мы начинаем работать с ним на реставрационном объекте, обучая своему ремеслу. Постигнув тонкости новой профессии, люди часто остаются в этой сфере, хотя она сложнее строительной. Реставратор может построить дом, а вот строитель воссоздать исторический объект по архивам и чертежам прошлого без подготовки – вряд ли.
Павильон "Карелия". Источник: сайт ВДНХ.
[МП] Вы давно в реставрации?
– 20 лет. Причем мои родители тоже трудились в этой сфере.
[МП] Каковы перспективы ГК «МСУ-1» в этой области? Какими объектами вы будете заниматься на ВДНХ, есть ли планы по другим адресам?
– На ВДНХ у нас в работе шесть объектов. Помимо трех павильонов, о которых я рассказал, есть еще два объекта реконструкции и один нового строительства. Есть планы участвовать и в одном знаковом для Москвы проекте, он хорошо известен, но пока наши планы на этот счет мы не оглашаем.
Декоративное панно для павильона Золотой колос
Теперь реставрация стала одним из направлений в работе МСУ-1. Создана дирекция, директором проекта назначен Кирилл Бакакин, который руководит коллективом, насчитывающим более сотни специалистов. Сейчас перед подразделением стоят задачи на шести площадках, три из них – павильоны «Золотой колос», «Центросоюз» и «Карелия» – находятся в активной стадии реставрации. Об этом мы побеседовали с Кириллом Бакакиным на всех трех площадках выставки.
[МП] Кирилл Евгеньевич, как вы относитесь к этим сооружениям на ВДНХ? Какова для вас их значимость – и культурная, и историческая?
– Когда меня спрашивают, стоит ли вести широкомасштабные работы по восстановлению павильонов, не лучше ли возвести новые, современные, я сравниваю с вопросом, а надо ли нам учить историю страны? Интерес к архитектуре – это один из способов увидеть материальное прошлое своего народа. Занимаясь воссозданием объектов на ВДНХ, по сути, мы показываем то, чем занимались советские люди, потеряв 20 миллионов своих соотечественников в тяжелейшей Великой Отечественной войне. Были разрушены города, не было в достаточном количестве продуктов питания, а наши деды и прадеды уже строили шикарные павильоны ВДНХ! Каким же должно быть желание жить, какой должна быть вера в будущее, если приходившие с войны люди строили грандиозные объекты, подчас вынужденно обходясь самыми примитивными подручными средствами, чтобы добиться поставленной цели.
Павильон "Золотой колос". Источник: сайт ВДНХ.
[МП] Насколько проблемными оказались павильоны «Карелия», «Центросоюз», «Золотой колос», которыми вы занимаетесь сейчас?
– Нашей работе с этими павильонами предшествовала большая исследовательская работа. На одном из объектов (павильон «Золотой колос») потребовалось даже внести в перечень объектов культурного наследия пристроенный корпус, который к этой категории не относился. Степень сохранности этих сооружений невысокая, так как строились они в ситуации дефицита всего – специалистов, стройматериалов, оборудования. Например, на объекте «Карелия», построенном в 1954 году и носивший тогда название «Карело-Финская ССР», были обнаружены изъяны в несущих конструкциях. Фундамент здания возведен на довольно проблемном участке. Непрочная основа стала причиной возникновения трещин, поэтому будем производить инъектирование кирпичной кладки и фундамента специальными составами. Павильон «Центросоюз» строился примерно в таких же условиях. При возведении стен использовали силикатный кирпич, а он очень непрочный. Так что мы даже удивляемся, как удерживался в верхней части здания лепной декор, который мы сейчас восстанавливаем. Павильон «Золотой колос» строился в те же годы, но в последние десятилетия пустовал и разрушался естественным образом, не будучи законсервированным.
[МП] Уже есть решения, как эти объекты будут использоваться в дальнейшем и как вы их приспосабливаете для выполнения этих функций?
– Павильон «Карелия» в последние годы сменил несколько названий, включая «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», «Советская печать». Пока неизвестно, какие экспозиции разместятся в нем после открытия. Но уверен, что интерес к нему будет огромным. Объект выделяется на общем фоне фронтоном из лиственницы, деревянной скульптурой, цветочными рельефами, входными группами из дуба. И все это прекрасно сочетается с белоснежной лепниной. «Центросоюз» в советские годы выполнял функции экспозиции возможностей потребкооперации. После реставрации он станет филиалом музея Льва Толстого, в нем откроются экспозиции, посвященные Отечественной войне 1812 года. Объект будет полностью приспособлен под эти функции.
Павильон «Золотой колос» станет Домом приемов ВДНХ. В момент своего создания он выполнял функции ресторана. Здесь большие помещения, пока мы их используем для воссоздания декора, который разрабатывался при оформлении «Центросоюза». Это декоративные панно на стенах, вокруг внутренних входных групп, на потолках. Все воссоздается по сохранившимся фото, эскизам. Работа на павильоне «Золотой колос» самая масштабная. Там потребуется восстанавливать и фундамент, и стены, и даже стальные балки, поддерживающие террасу второго уровня. Все в плачевном состоянии. Все исторические детали, например, деревянные двери, будут сохранены и восстановлены. В здании появится подъемное устройство. Вернутся на свои исторические места хрустальные люстры.
Павильон "Центросоюз". Источник: сайт ВДНХ.
[МП] Были ли в процессе работы сделаны какие-то неожиданные находки?
– Конечно. В павильоне «Карелия» обнаружили метлахскую плитку на полу, закрытую другим материалом, а в центральном пространстве нашли замурованные ниши, в которых размещались диорамы с видами Карелии.
[МП] В строительных компаниях часто говорят о нехватке квалифицированных кадров. Вы, как реставраторы, с этим сталкиваетесь?
– Не могу точно сказать, каков уровень дефицита строителей, а в реставрационной сфере он очень высок – не хватает 70 процентов специалистов. Постоянно занимаемся тем, что выращиваем их сами. Например, к нам приходит обычный прораб, а мы начинаем работать с ним на реставрационном объекте, обучая своему ремеслу. Постигнув тонкости новой профессии, люди часто остаются в этой сфере, хотя она сложнее строительной. Реставратор может построить дом, а вот строитель воссоздать исторический объект по архивам и чертежам прошлого без подготовки – вряд ли.
Павильон "Карелия". Источник: сайт ВДНХ.
[МП] Вы давно в реставрации?
– 20 лет. Причем мои родители тоже трудились в этой сфере.
[МП] Каковы перспективы ГК «МСУ-1» в этой области? Какими объектами вы будете заниматься на ВДНХ, есть ли планы по другим адресам?
– На ВДНХ у нас в работе шесть объектов. Помимо трех павильонов, о которых я рассказал, есть еще два объекта реконструкции и один нового строительства. Есть планы участвовать и в одном знаковом для Москвы проекте, он хорошо известен, но пока наши планы на этот счет мы не оглашаем.