На Москве-реке запустили первый электротрамвай. Собрали для вас полную информацию о маршруте
Регулярное движение судов по Москве-реке остановили в 1991 году, больше 30 лет по главной водной артерии столицы ходили только прогулочные суда. Поэтому сегодняшний запуск электротрамвайчиков – большое событие для города. «Это уникальный проект не только для России и Москвы, но и в целом в мировой практике», – сказал Сергей Собянин. Мэр подчеркнул, что раньше регулярные пассажирские поездки по реке пользовались большой популярностью, потому что она пересекает город в самом центре, и зачастую добраться из одного конца мегаполиса в другой гораздо проще и быстрее на корабле.
Пока что в Москве будет действовать один маршрут, обслуживать его будут восемь электросудов. «В этом же году мы запустим еще один маршрут и в ближайшие годы планируем еще три маршрута. Вся акватория Москвы-реки будет так или иначе охвачена пассажирским речным транспортом», – подчеркнул Сергей Собянин.
Работать на первом маршруте будут восемь судов, и каждое имеет свое название в честь одной из рек Москвы. Это:
- Синичка
- Сетунь
- Пресня
- Филька
- Сходня
- Раменка
- Яуза
- Неглинка
Каждый трамвайчик будет вмещать 50 пассажиров, на палубу легко смогут заехать маломобильные москвичи – для них предусмотрены специальные места. В салонах сделали большие информационные табло и USB-зарядки, на борту работает бесплатный Wi-Fi. А еще здесь есть площадки для перевозки самокатов и велосипедов. Практически все ключевые элементы судов, включая двигатель – отечественного производства, даже программное обеспечение. Обслуживать суда и причалы будет компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», с ней заключили контракт на 15 лет.
Зарядные станции доступны ежедневно в любое время года – это сокращает время в пути и срок ожидания и для судов, и для пассажиров. Береговая зарядная станция обеспечивает совместную работу с корабельными системами управления по интерфейсу Bluetooth: программное обеспечение позволяет дистанционно подключать питающий фидер при подходе электросудна к пирсу и проводить подробную диагностику состояния его энергосистемы. Всего построят шесть зарядных устройств береговых станций, две из них установят в пунктах технического обслуживания флота для полной зарядки судов, еще четыре вмонтируют в 16-метровые плавучие причалы для подзарядки во время остановок.
В пассажирской зоне нового причала диаметром 10 метров могут одновременно разместиться 40 человек, а на причале диаметром 40 метров – до 80 человек. Здесь есть места для отдыха, вайфай, кафе с панорамными видами, информационными табло с расписанием. К плавучим причалам может швартоваться несколько судов одновременно. Специально разработанная система швартовки и подзарядки, встроенная в трап, автоматически фиксирует электросудно и заряжает его, все это сделано для обеспечения максимально быстрого цикла посадки-высадки.
Сейчас на первом маршруте шесть остановок-причалов. Это:
- Киевский
- Трехгорный
- Сити-Багратион
- Сити-Центральный
- Кутузовский
- Сердце столицы
Уже этой осенью на маршруте появятся еще четыре новых остановки-причала. Это:
- Парк Фили
- Карамышевский
- Береговой
- Краснопресненский парк
Еще один пассажирский маршрут «Автозаводский Мост — Печатники» запустят уже осенью. Причалы второго маршрута:
- Автозаводский Мост
- ЗИЛ
- Нагатинский
- Новинки
- Кленовый Бульвар
- Меловой
- Южный речной вокзал
- Нагатинский Затон
- Коломенская Набережная
- Печатники
С запуском нового вида пассажирского транспорта в столице появится:
- 21 экологичное речное электросудно, созданное по российским технологиям
- 23 плавучих причала с четырьмя береговыми зарядными станциями
- 2 пункта технического обслуживания флота с возможностью подзарядки
Сколько стоит проезд:
- До 23 июня – бесплатно для всех
- Рабочие дни – 150 рублей
- Выходные и праздничные дни – 300 рублей
- Ребёнок до семи лет – бесплатно
- Провоз велосипедов – бесплатно
- С сентября стоимость поездки составит 150 рублей в любой день
Оплатить проезд можно будет так же, как и на любом другом виде городского общественного транспорта: билетом «Кошелёк» карты «Тройка», абонементом «Единый» на 90 и 365 дней без дополнительной платы, банковской картой или по биометрии.
История вопроса.
Речные суда в качестве городского транспорта курсировали по Москве еще 100 лет назад. Пика популярности они достигли в период с 1937 по 1941 год: за сезон навигации перевозили до пяти миллионов человек. Первые регулярные корабли появились еще в 1920-х годах, а уже к 1933 году по Москве-реке курсировали свыше 70 судов. До Великой Отечественной войны популярностью пользовались маршруты Каменный мост – Заозерье и Дорогомиловский мост – Завод АМО. Перестали работать регулярные речные маршруты столицы в 1991 году.
В 2020 году столичные власти заговорили о возобновлении регулярного пассажирского движения по Москве-реке. Была проведена аналитическая работа и определено несколько маршрутов будущего московского речного регулярного транспорта. Уже тогда специалисты выбрали самые востребованные маршруты. Параллельно с этим в мегаполисе развивалась речная инфраструктура – в 2018 году был открыт Северный Речной вокзал, в 2023 – Южный. Почти одновременно с этим прошла реформирова системы прогулочных маршрутов. И, наконец, 20 июня в Москве запустили первый маршрут по Москве-реке. Запуск регулярного пассажирского движения по Москве-реке сделает город доступнее для жителей 18 районов города, а это свыше полутора миллионов человек. Еще один бонус – электросуда улучшат городскую экологию.