На ВДНХ проходит реставрация павильона с уникальной историей

Здание павильона № 67 построили на территории ВДНХ в 1954 году по проекту молодого архитектора из Петрозаводска Фарида Рехмукова, которому помогал столичный коллега Алексей Резниченко. Первоначально он назывался «Карело-Финская ССР» и своей формой был призван напоминать традиционную карельскую избу, только увеличенную в несколько раз и превращенную в настоящий дворец. Колонны портика были облицованы красным карельским гранитом, а интерьеры павильона украшали элементы из карельской же березы. Средние пролеты лицевого фасада были остеклены, главный вход представлял собой резные деревянные двери и портал с изображениями фигурок птиц и белок в орнаменте из еловых ветвей.
Фронтон здания украшали деревянные скульптуры работы выдающегося мастера резьбы по дереву Льва Кардашева: крестьянка с книгой и рабочий с разводным ключом. Справа и слева от них были резные молодые сосенки с пушистой хвоей, над которыми парят чайки. Скульптуры располагались на фоне барельефа, изображающего пять сцен из жизни тружеников села и символизирующего главные отрасли экономики Карелии: лесную промышленность, земледелие, животноводство, рыболовство, горное дело. Вся эта композиция называлась «Новая жизнь». Фронтон павильона венчал резной деревянный герб 12-й советской республики, существовавшей в составе СССР с 1940 по 1956 год.
Внутреннее оформление интерьеров четырех залов павильона также было призвано отражать самобытность и национальные особенности Карелии. Так, в центральном зале находились деревянная скульптура «Рунопевец» и панно «Советская Карелия».
В 1957 году павильон переименовали, а символику заменили гербом Академии наук СССР, украшенным лавровым венком и развернутой книгой. Впрочем, эта не последняя метаморфоза в истории здания. С 1959 по 1964 год в нем находилась экспозиция «Культура и быт народов РСФСР», где выставляли произведения живописи и декоративно-прикладного искусства разных регионов РСФСР. Затем с 1964 по 1966 год павильон занимала экспозиция «Целлюлозно-бумажная промышленность и лесохимическая промышленность»: она была посвящена истории развития и новейшим достижениям в этой отрасли. А в 1967 году в нем разместилась экспозиция «Советская печать»: там демонстрировалась печатная техника, а также образцы продукции различных издательств Советского Союза.
В 2014 году началась масштабная программа возрождения ВДНХ. За прошедшие десять лет удалось восстановить уже 80% расположенных здесь памятников архитектуры. Настало время и для реставрации павильона № 67. Специалисты уже демонтировали поздние перегородки, расчистили стены и привели в порядок кровлю здания. В настоящее время реставраторы восстанавливают деревянный барельеф, резные двери, декор фасада и гранитную облицовку колонн. В планах – воссоздание гипсовых барельефов, лепного декора портала главной двери и потолочной розетки, а еще приведение в порядок напольного покрытия в вестибюле и на площадках между этажами, а также паркета в холле, светильников и лестницы.
Отдельная важная и сложная задача, стоящая перед реставраторами, – восстановление деревянного резного фронтона здания. «Почти за 70 лет деревянные скульптуры пришли в неудовлетворительное состояние и сейчас нуждаются в качественной реставрации. Они начали рассыхаться, на их поверхности появились трещины, через которые внутрь проникала влага. Была опасность того, что внутри дерево прогнило и от прикосновения скульптуры могут разрушиться», – рассказывал осенью прошлого года руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Теперь мастера устранят повреждения, укрепят дерево и покроют его защитными составами. «Скульптурная композиция – главное украшение павильона. Эксперты уже закончили обследование, выбрали подходящую методику реставрации и приступили к основным работам. Чтобы сохранить изначальный стиль, при воссоздании недостающих фрагментов будет использована техника резьбы 1950-х годов», – пояснила Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы.