На высоких скоростях

На высоких скоростях

На высоких скоростях
На высоких скоростях
Основным драйвером развития любого мегаполиса является транспортная инфраструктура, темпы строительства которой должны не отставать от темпов возведения недвижимости, а в идеале – опережать их. Сооружение метро, железных и автомобильных дорог, интеграция разных видов транспорта в единую систему, выстраивание грамотной логистики движения позволяет сбалансировать развитие мегаполиса, привлекать инвестиции, а главное – повышать качество и комфортность жизни горожан. Все это в высшей степени актуально и для Москвы – одного из крупнейших мегаполисов мира. Вот почему еще десять лет назад мэр столицы Сергей Собянин выделил развитие транспортной инфраструктуры как ключевой сегмент градостроительной политики. И город стал активно работать в этом направлении
Cолидное бюджетное финансирование транспортных проектов, управленческие решения, позволившие привлечь к строительству метро и дорог лучших специалистов, внедрение инновационных технологий привели к тому, что за десять лет по интенсивности возведения этой важнейшей для города инфраструктуры (и в первую очередь подземки) мегаполис вырвался в мировые лидеры, совершив настоящий транспортный прорыв. С 2011 года только в системе Московского метрополитена введено 179 км подземных и наземных линий, 59 новых станций метро и 31 станция МЦК. Обеспечен ввод 344 км железнодорожных путей, на которых открылось 42 новых остановочных пункта, а 21 был реконструирован. А еще построено и реконструировано 1033 км дорог, 297 мостов, эстакад, тоннелей и 254 пешеходных перехода. Таких масштабов строительства Москва не знала за всю свою историю! И результаты этого труда не заставили себя ждать: если в 2010 году столица задыхалась в автомобильных пробках, то сегодня она «едет». Пусть не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее. А дойти пешком от дома до ближайшей станции метро в скором времени смогут уже 90% москвичей.

Стройка не ради стройки
Безусловно, самый востребованный вид транспорта в столице – метро, услугами которого ежедневно пользуются более 70% жителей города. Это самый высокий показатель среди мегаполисов мира: для сравнения, в Париже, Лондоне, Берлине метро другим видам транспорта предпочитают от 50 до 60% горожан. Ежедневно Московский метрополитен перевозит свыше 7 млн пассажиров – более 2,5 млрд в год! А в случае сильного снегопада, ледяного дождя или урагана количество людей, спускающихся в подземку, вырастает еще как минимум на 2 млн. Метро ведь, в отличие от наземного транспорта, гарантированно поедет и довезет пассажиров до любой точки города.

Москва активно развивается, с каждым годом растет и пассажиропоток. Поэтому новые линии и станции необходимы жителям как сложившихся районов, куда подземка еще не пришла, так и новых. Нуждается в дальнейшем развитии и сам метрополитен, который долгие годы работал в условиях значительной перегрузки: в 2010 году в часы пик она достигала 40%. И если бы десять с лишним лет назад Москва не ускорила строительство подземки, уже к 2015 году коллапс мог случиться не только на дорогах, но и под землей. Словом, с какой стороны ни посмотри, метро – не просто стройка ради стройки, а вопрос стратегически важный, влияющий на жизнедеятельность и безопасность огромного города. За десять лет в Москве только под землей ввели 123 км новых линий, а станции метро в шаговой доступности получили миллионы москвичей. Колоссальными темпами развивается подземка и сегодня. До конца 2023 года планируется ввести более 58 км новых линий и открыть 25 станций.

По второму кругу
Крупнейшим проектом за всю историю московского метро, да и по мировым меркам, является строительство Большой кольцевой линии. Она станет самым протяженным в мире метрокольцом – 70 км путей. Впечатляющий масштаб! Это как прокатиться от Берна до Люцера, или от Роттердама до Амстердама, или, скажем, преодолеть путь от развязки МКАД с Симферопольским шоссе до Серпухова. БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, разгрузив и ее, и пересадочные станции в центре города. Большое кольцо радикально изменит транспортную географию Москвы. Благодаря ему москвичи выиграют в поездках до получаса времени. Со станций БКЛ можно будет совершить 23 пересадки на другие линии метро, четыре – на МЦК, шесть – на МЦД-1 и МЦД-2, 11 – на другие железнодорожные линии. Уже сегодня к услугам пассажиров открыто 12 станций Большого кольца, из которых две – «Мневники» и «Народное Ополчение» – начали принимать пассажиров 1 апреля этого года. На всех оставшихся участках и станциях ведутся активные работы. Мэром Москвы Сергеем Собяниным поставлена задача завершить проект досрочно – в 2022 году, и с целью ускорения работ финансирование проекта из бюджета было увеличено. На текущий момент завершена проходка 95% тоннелей, а общая строительная готовность нового кольца составляет порядка 75%. До конца года достроят еще девять новых станций и завершат реконструкцию существующей станции «Каховская», которую интегрируют в БКЛ. Оставшиеся станции откроются в 2022-м, и кольцо полностью замкнется.

Помимо этого грандиозного проекта продолжаются и работы на радиальных линиях: в районы, жители которых все еще не имеют метро рядом с домом, продлеваются существующие ветки и строятся новые. Так, три новые радиальные линии протянутся в отдаленные районы Москвы – Троицкая, Бирюлевская и Рублево-Архангельская. Существующие Люблинско-Дмитровская ветка продлевается до поселка Северный, Сокольническая – до «Новомосковской» вблизи Коммунарки, а Калининско-Солнцевская скоро придет в международный аэропорт «Внуково». Утвердил мэр Москвы и проект продления Арбатско-Покровской линии в Гольяново.

Дороги железные, как ниточки, тянутся
Неотъемлемой частью сети городского общественного транспорта стала и железная дорога: еще в 2016 году был запущен новый рельсовый пояс города – МЦК. Его ежедневный пассажиропоток превзошел все расчетные ожидания: более полумиллиона человек. Но Москва пошла дальше, решив интегрировать в городскую транспортную систему и радиальные железнодорожные ветки. Совместно с ОАО «РЖД», Минтрансом РФ и правительством Московской области был дан старт строительству Московских центральных диаметров, что стало еще одним прорывом в развитии транспортной инфраструктуры Московской агломерации. Уже сегодня железная дорога становится полноценным городским транспортом, интегрируясь и с метро, и с МЦК. Движение по первым двум маршрутам (между Лобней и Одинцово и Нахабино и Подольском) запустили в 2019-м. На очереди еще три: Зеленоград – Раменское, Апрелевка – Железнодорожный и Пушкино – Домодедово. Всего в рамках проекта МЦД построят и модернизируют 375 км путей, на которых расположится более 150 остановочных пунктов. Диаметры помогут разгрузить транспортную систему Москвы на 10–12%, а также на 35–40 минут сократят для пассажиров время в дороге с одного конца города на другой.

И хорды,и тоннели, и мосты
Не забывают московские власти и о дорогах: ежегодно в столице сдают в эксплуатацию порядка 100 км современных дорог и десятки искусственных сооружений. В течение трех лет в городе планируют ввести еще 270 км дорог различного класса, на которых построят 56 крупных пешеходных переходов, около 90 путепроводов, эстакад, тоннелей, а также 12 мостов через Москву-реку. Глобальная задача на этот период – завершить, причем досрочно, проект создания системы хордовых магистралей их трех хорд и рокады, который кардинально улучшит обстановку на московских трассах. На его реализацию сейчас брошены все основные силы и ресурсы. Движение по Северо-Западной хорде открылось еще в конце 2019 года, готовность Северо-Восточной оценивается на уровне 80%, Южной рокады – свыше 50%, Юго-Восточной хорды – более 40%. Как только по хордам и рокаде откроется полноценное движение транспорта, заметно разгрузятся и ТТК, и МКАД, и существующие вылетные магистрали, и дороги районного значения. Активно идут работы по дальнейшей реконструкции МКАД, где осталось капитально обновить еще четыре развязки, строятся новые дороги в крупных промзонах и развивающихся районах, а также на территории Новой Москвы. ®
Теги: #