На высоких скоростях - Московская перспектива
На высоких скоростях

На высоких скоростях

На высоких скоростях
На высоких скоростях
Основным драйвером развития любого мегаполиса является транспортная инфраструктура, темпы строительства которой должны не отставать от темпов возведения недвижимости, а в идеале – опережать их. Сооружение метро, железных и автомобильных дорог, интеграция разных видов транспорта в единую систему, выстраивание грамотной логистики движения позволяет сбалансировать развитие мегаполиса, привлекать инвестиции, а главное – повышать качество и комфортность жизни горожан. Все это в высшей степени актуально и для Москвы – одного из крупнейших мегаполисов мира. Вот почему еще десять лет назад мэр столицы Сергей Собянин выделил развитие транспортной инфраструктуры как ключевой сегмент градостроительной политики. И город стал активно работать в этом направлении
Cолидное бюджетное финансирование транспортных проектов, управленческие решения, позволившие привлечь к строительству метро и дорог лучших специалистов, внедрение инновационных технологий привели к тому, что за десять лет по интенсивности возведения этой важнейшей для города инфраструктуры (и в первую очередь подземки) мегаполис вырвался в мировые лидеры, совершив настоящий транспортный прорыв. С 2011 года только в системе Московского метрополитена введено 179 км подземных и наземных линий, 59 новых станций метро и 31 станция МЦК. Обеспечен ввод 344 км железнодорожных путей, на которых открылось 42 новых остановочных пункта, а 21 был реконструирован. А еще построено и реконструировано 1033 км дорог, 297 мостов, эстакад, тоннелей и 254 пешеходных перехода. Таких масштабов строительства Москва не знала за всю свою историю! И результаты этого труда не заставили себя ждать: если в 2010 году столица задыхалась в автомобильных пробках, то сегодня она «едет». Пусть не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее. А дойти пешком от дома до ближайшей станции метро в скором времени смогут уже 90% москвичей.

Стройка не ради стройки
Безусловно, самый востребованный вид транспорта в столице – метро, услугами которого ежедневно пользуются более 70% жителей города. Это самый высокий показатель среди мегаполисов мира: для сравнения, в Париже, Лондоне, Берлине метро другим видам транспорта предпочитают от 50 до 60% горожан. Ежедневно Московский метрополитен перевозит свыше 7 млн пассажиров – более 2,5 млрд в год! А в случае сильного снегопада, ледяного дождя или урагана количество людей, спускающихся в подземку, вырастает еще как минимум на 2 млн. Метро ведь, в отличие от наземного транспорта, гарантированно поедет и довезет пассажиров до любой точки города.

Москва активно развивается, с каждым годом растет и пассажиропоток. Поэтому новые линии и станции необходимы жителям как сложившихся районов, куда подземка еще не пришла, так и новых. Нуждается в дальнейшем развитии и сам метрополитен, который долгие годы работал в условиях значительной перегрузки: в 2010 году в часы пик она достигала 40%. И если бы десять с лишним лет назад Москва не ускорила строительство подземки, уже к 2015 году коллапс мог случиться не только на дорогах, но и под землей. Словом, с какой стороны ни посмотри, метро – не просто стройка ради стройки, а вопрос стратегически важный, влияющий на жизнедеятельность и безопасность огромного города. За десять лет в Москве только под землей ввели 123 км новых линий, а станции метро в шаговой доступности получили миллионы москвичей. Колоссальными темпами развивается подземка и сегодня. До конца 2023 года планируется ввести более 58 км новых линий и открыть 25 станций.

По второму кругу
Крупнейшим проектом за всю историю московского метро, да и по мировым меркам, является строительство Большой кольцевой линии. Она станет самым протяженным в мире метрокольцом – 70 км путей. Впечатляющий масштаб! Это как прокатиться от Берна до Люцера, или от Роттердама до Амстердама, или, скажем, преодолеть путь от развязки МКАД с Симферопольским шоссе до Серпухова. БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, разгрузив и ее, и пересадочные станции в центре города. Большое кольцо радикально изменит транспортную географию Москвы. Благодаря ему москвичи выиграют в поездках до получаса времени. Со станций БКЛ можно будет совершить 23 пересадки на другие линии метро, четыре – на МЦК, шесть – на МЦД-1 и МЦД-2, 11 – на другие железнодорожные линии. Уже сегодня к услугам пассажиров открыто 12 станций Большого кольца, из которых две – «Мневники» и «Народное Ополчение» – начали принимать пассажиров 1 апреля этого года. На всех оставшихся участках и станциях ведутся активные работы. Мэром Москвы Сергеем Собяниным поставлена задача завершить проект досрочно – в 2022 году, и с целью ускорения работ финансирование проекта из бюджета было увеличено. На текущий момент завершена проходка 95% тоннелей, а общая строительная готовность нового кольца составляет порядка 75%. До конца года достроят еще девять новых станций и завершат реконструкцию существующей станции «Каховская», которую интегрируют в БКЛ. Оставшиеся станции откроются в 2022-м, и кольцо полностью замкнется.

Помимо этого грандиозного проекта продолжаются и работы на радиальных линиях: в районы, жители которых все еще не имеют метро рядом с домом, продлеваются существующие ветки и строятся новые. Так, три новые радиальные линии протянутся в отдаленные районы Москвы – Троицкая, Бирюлевская и Рублево-Архангельская. Существующие Люблинско-Дмитровская ветка продлевается до поселка Северный, Сокольническая – до «Новомосковской» вблизи Коммунарки, а Калининско-Солнцевская скоро придет в международный аэропорт «Внуково». Утвердил мэр Москвы и проект продления Арбатско-Покровской линии в Гольяново.

Дороги железные, как ниточки, тянутся
Неотъемлемой частью сети городского общественного транспорта стала и железная дорога: еще в 2016 году был запущен новый рельсовый пояс города – МЦК. Его ежедневный пассажиропоток превзошел все расчетные ожидания: более полумиллиона человек. Но Москва пошла дальше, решив интегрировать в городскую транспортную систему и радиальные железнодорожные ветки. Совместно с ОАО «РЖД», Минтрансом РФ и правительством Московской области был дан старт строительству Московских центральных диаметров, что стало еще одним прорывом в развитии транспортной инфраструктуры Московской агломерации. Уже сегодня железная дорога становится полноценным городским транспортом, интегрируясь и с метро, и с МЦК. Движение по первым двум маршрутам (между Лобней и Одинцово и Нахабино и Подольском) запустили в 2019-м. На очереди еще три: Зеленоград – Раменское, Апрелевка – Железнодорожный и Пушкино – Домодедово. Всего в рамках проекта МЦД построят и модернизируют 375 км путей, на которых расположится более 150 остановочных пунктов. Диаметры помогут разгрузить транспортную систему Москвы на 10–12%, а также на 35–40 минут сократят для пассажиров время в дороге с одного конца города на другой.

И хорды,и тоннели, и мосты
Не забывают московские власти и о дорогах: ежегодно в столице сдают в эксплуатацию порядка 100 км современных дорог и десятки искусственных сооружений. В течение трех лет в городе планируют ввести еще 270 км дорог различного класса, на которых построят 56 крупных пешеходных переходов, около 90 путепроводов, эстакад, тоннелей, а также 12 мостов через Москву-реку. Глобальная задача на этот период – завершить, причем досрочно, проект создания системы хордовых магистралей их трех хорд и рокады, который кардинально улучшит обстановку на московских трассах. На его реализацию сейчас брошены все основные силы и ресурсы. Движение по Северо-Западной хорде открылось еще в конце 2019 года, готовность Северо-Восточной оценивается на уровне 80%, Южной рокады – свыше 50%, Юго-Восточной хорды – более 40%. Как только по хордам и рокаде откроется полноценное движение транспорта, заметно разгрузятся и ТТК, и МКАД, и существующие вылетные магистрали, и дороги районного значения. Активно идут работы по дальнейшей реконструкции МКАД, где осталось капитально обновить еще четыре развязки, строятся новые дороги в крупных промзонах и развивающихся районах, а также на территории Новой Москвы. ®
Теги: #