«Надо возродить имидж профессии»

«Надо возродить имидж профессии»

«Надо возродить имидж профессии»
«Надо возродить имидж профессии»
Дмитрий Захаров о развитии Москвы, строительстве дорог, транспорте и о престижности строительных специальностей

Дмитрий Захаров, руководитель Евразийского института исследований и поддержки молодежных инициатив, который включает ученых, общественных деятелей, объединенных идеей евразийской интеграции как залога успешного будущего, стал гостем реакции газеты «Московская перспектива». Он рассказал журналистам о своих взглядах на настоящее и будущее столицы.

Дмитрий Андреевич, над какими проектами вы работаете?

– Сейчас мы готовим большую площадку для развития проектов молодежи и бизнеса. Ставим задачу конкурировать с фондом «Сколково», Фондом Касперского и консолидировать молодежь вокруг ЕАЭС. Считаем, что если не заниматься продвижением идей молодежи, начнется стагнация.

Какой возраст вы подразумеваете под словом «молодежь»?

– Мы не делаем акцент на возрасте. Общепринято считать молодежью граждан от 14 до 30 лет, но, конечно, могут быть и люди старше 30.

Чем, по вашему мнению, интересуется молодежь сегодня? В частности, какие профессии наиболее перспективные?

– Прежде всего это цифровая экономика. Сейчас надо молодежь ориентировать на цифровые профессии, все, что будет связано с компьютером. Но это и строительные специальности, в том числе инженера-строителя, бетоноукладчика, крановщика, метростроевца.

Но почему-то строительные специальности сегодня не так популярны, как в советское время. О строителях снимали столько фильмов, слагали песни… Что же надо сделать сегодня, чтобы поднять имидж профессии?

– Интересный вопрос. Во-первых, чтобы профессия была востребованной, в этой отрасли должны быть высокие зарплаты, во-вторых, соцпакеты. Например, в советское время строителей обеспечивали бесплатными квартирами. У нас сейчас этого нет. Сегодня строительство, горнодобывающая система, система транспорта и логистика в стране – это самое большое количество налогоплательщиков. Эти отрасли как раз и развивают нашу экономику. Чтобы у нас не было провала с кадрами, строительные профессии должны быть престижными и достойно оплачиваемыми. И обучение должно быть привлекательным, необходимо создавать своего рода социальную рекламу, красивую картинку – чему можно обучится, к чему прийти, кем стать, какую примерно зарплату получать, насколько это будет интересно и востребовано. И так в любой профессии.

Действительно, все, что связано с урбанистикой, сегодня очень востребовано. И по развитию строительства, транспортной системы сейчас нам в мире конкурентов нет, кроме Китая?

– Вообще никогда не было. Недавно я был в Общественной палате города Москвы на одном из форумов и очень сильно удивился, когда один из представителей ОП рассказал, что наши дороги и развязки проектировали коллеги из США. Честно говоря, меня это удивило. Я считаю, что наши инженеры достойно могут с этим справиться. И никакой иностранный опыт в данном случае мы принимать не должны. Например, в Шанхае многоуровневая система дорожных развязок. Нам это просто не подходит. У нас есть МЦК, строятся МЦД, идет развитие именно городского транспорта. Мы должны ориентироваться на наш опыт и на наши условия. То, что делает сейчас мэр Сергей Собянин по благоустройству города, развитию транспорта, это совершенно правильная политика.

По всей вероятности, у вас сложилось какое-то собственное представление и, возможно, какие-то научные наработки вокруг конкретных новшеств в Москве? Вы, кстати, сами пользуетесь общественным транспортом?

– Да, только им и пользуюсь. Мне очень нравятся электробусы. МЦД – очень интересный проект. Я раньше от станции Сетунь до Подольска доезжал за полтора с лишним часа. Сейчас на 20 минут быстрее. У нас очень много парков появилось в разных частях города, которые созданы в том числе и руками жителей, молодежью. Например, в парке Победы есть аллея, которую высаживали молодые люди на одну из юбилейных дат Победы. Такие вещи нужно развивать, чтобы жители сами участвовали в озеленении города.

Как вы думаете, есть ли перспективы в Москве для развития беспилотного транспорта? В частности, автотранспорта?

– В прошлом году в Подмосковье тестировался беспилотный транспорт. И сейчас Яндекс, насколько я знаю, запустил беспилотное такси. Несмотря на то что я ратую за продвижение цифровизации, все-таки побаиваюсь за работу такого вида транспорта. Уровень компьютерного интеллекта нужно доводить до того состояния, чтобы он отвечал за безопасность пассажиров, а пока они очень часто попадают в ДТП. И далеко не все знают специфику движения в городе. Необходимо, чтобы интеллект беспилотного транспорта, таксопарка например, имел нейросеть, был самообучаемым. Грамотно, честно и правильно иметь людей, которые могут следить за работой такого беспилотного транспорта, в любой момент переключить функцию управления на себя. Как в самолете – взлетом и посадкой управляет пилот, а эшелоном, который работает после взлета, управляет компьютер.

Метрополитен с 1996 года пытается изучить и внедрить эту систему. Уж там-то вроде четкий путь – рельсы, но все равно они до сих пор еще не разработали единую систему, которая может обеспечить движение поездов без машиниста.

– Вы слышали о таком понятии, как Hyperloop? Это беспилотный транспорт на магнитной подушке в вакуумном пространстве. Транспорт будущего. Кстати, эту идею у нас украли американцы. Она была придумана еще в ХIХ веке нашим инженером, и этот проект должен был быть осуществлен еще в царское время, чтобы перевозить людей.

Данный проект в будущем будет близок к таким скоростям, что для человека это колоссальные перегрузки. Следовательно, транспорт будет только грузовой. То есть от Владивостока, например, до Москвы за короткое время перевозить грузы возможно, за этим будущее. Можно делать примерно такой же умный транспорт, но с меньшими скоростями и для перевозки пассажиров. В черте города Москвы таких проектов, к сожалению, быть не может. Потому что у нас здесь ограничение скорости есть. Соответственно умным транспортом в этом плане может быть только такси.

Что касается метро, то, мне кажется, организовать там движение поездов без машинистов возможно. В Китае, Эмиратах и других странах такое метро уже есть.

А чего не хватает нашему городу, как вы считаете?

– Москва – один из самых туристических городов планеты, она входит в пятерку мегаполисов мира по посещаемости. Но у нас мало грамотных туристических маршрутов. Надо развивать это направление таким образом, чтобы было интересно даже москвичу сходить на экскурсию по своему городу. Я – москвич, но мне было сегодня стыдно, когда я шел к вам в редакцию (Романов переулок) и не знал, что в этом доме жили такие исторические деятели, как Буденный, Ворошилов, Хрущев и т.д. Я с интересом рассматривал таблички на фасаде. Обязательно почитаю теперь историю Романова переулка.

Теги: #