Небоскребы – новая реальность Москвы

Небоскребы – новая реальность Москвы

Небоскребы – новая реальность Москвы
Небоскребы – новая реальность Москвы
Возведение высотных зданий в крупных городах мира – сложный и многофакторный процесс, опирающийся на потребности в развитии, современные тренды в архитектуре, передовые технологии, финансово-экономические задачи. Московские небоскребы – наглядное тому подтверждение.

Москве на сегодняшний день насчитывается 111 зданий «ростом» от ста метров и выше. Отсчет ведется с семи знаменитых сталинских высоток, возведенных в 1952–1957 годах. Проект оказался весьма впечатляющим, однако в последующие сорок лет высотное домостроение в городе практически не развивалось.

К возведению небоскребов, которые должны были сформировать образ современной постперестроечной столицы, обратился мэр Юрий Лужков. В 1998-м он объявил о старте масштабной программы «Новое кольцо Москвы», согласно которой к 2013 году планировалось возвести 60 небоскребов на основных магистралях столицы, на въездах-выездах из нее, а также дополнить ими панорамные территории города. И при этом кольцо высоток не должно было размещаться в центре Москвы, а также в местах исторической застройки. Ему были отведены периферийные районы города.

Опыт по строительству высотных зданий было решено перенимать у зарубежных специалистов. Впрочем, спустя 2,5 года после старта амбициозной программы столичная мэрия по самым разным причинам решила от задуманного отказаться, поскольку более насущными тогда считались проблемы транспорта, и наличие небоскребов могло их только усложнить. Возвести удалось лишь семь зданий. Среди которых жилые комплексы «Эдельвейс» (43 этажа) на Давыдковской улице, Well House (47 этажей) на Ленинском проспекте, бизнес-центр «Соколиная гора» (35 этажей) на Семеновской площади и другие.

Все это Сити
Между тем маховик высотного строительства был запущен. Еще в 1991 году архитектор Борис Тхор озвучил московским властям идею создания делового центра наподобие тех, что построены в европейских городах: Сити и Канери-Уорф в Лондоне, бизнес-квартал во Франкфурте, деловой и жилой квартал Ла-Дефанс в ближнем пригороде Парижа. Архитектор предложил возвести небоскребы на площадке рядом с «Экспоцентром», где на тот момент располагалась промзона. Строительство «Москва-Сити» задумывалось с целью разгрузить исторический центр столицы и сформировать новый – центр экономического развития. Власти согласовали место и собрали команду архитекторов, которые разделили будущий участок Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити» на 20 частей. Согласно концепции группы Тхора высотность зданий в Сити должна была возрастать постепенно – по спирали – от Москвы-реки. При этом идея подразумевала творческую свободу при выборе архитектурного облика каждого объекта. Однако инвесторы, которые вошли в дело и выкупили земельные участки, стали увеличивать объемы и высоту зданий, и от первоначальной идеи не осталось и следа.

В проектах небоскребов архитекторы также старались выложиться по полной. Поэтому распространение получили различные приемы для улучшения видовых характеристик объектов за счет разнонаправленных объемов. А в инженерных решениях пришлось использовать сложные конструктивные системы, обеспечивающие устойчивость построек, самые современные технологии и материалы.

В 2001 году было завершено строительство первого небоскреба – «Башни 2000», которая представляла собой 34-этажное здание, соединенное с ММДЦ мостом «Багратион», а с 2004 по 2007 год – еще трех сооружений, входящих в комплекс «Башня на Набережной».

Сегодня «Москва-Сити» – сложившийся деловой центр со своей идеологией, культурой и особой средой. Необычные в плане архитектуры небоскребы делают его непохожим на какой-либо район Москвы, здесь объединены офисы среднего и крупного бизнеса, апартаменты для проживания, гостиницы, магазины, рестораны и прочие заведения.

Уже введены в эксплуатацию башни «Око», «Эволюция», «Башня 2000», «Башня на набережной», «Евразия», «Город Столиц», «Меркурий». Возведены гостиницы «Новотель» и «Империя», бизнес-центр «Северная Башня», торгово-развлекательный комплекс «Афимолл-Сити». Построены здания многофункционального «IQ-квартала» и самый высокий в «Москва-Сити» комплекс из двух башен разной величины «Федерация», наибольшая из которых уходит вверх на 374 метра. Однако уже в ближайшие годы в стремлении к облакам все перечисленное обгонит строящаяся 104-этажная башня One Tower с квартирами, и при высоте 445 метров она будет претендовать на лидерство в Европе.

Транспортные проблемы на территории «Москва-Сити» также решены. Здесь открыты три станции метрополитена, остановка МЦК, которая увязана с метро и объединена с платформой МЦД-1. А также расположена платформа будущего МЦД-4. Уже скоро процесс формирования одного из самых крупных пересадочных узлов в Москве – ТПУ «Сити» должен завершиться.
По словам мэра Сергея Собянина, проект Московского международного делового центра будет полностью реализован в 2026–2027 годах и даст огромный толчок развитию экономики столицы. «Это небольшой пятачок в 50 гектаров, а созданный на нем Сити является одним из главных налогоплательщиков столицы. Он уже работает не только на девелоперов или на бизнес, который здесь находится, а на весь город, на всех горожан. Поэтому такие проекты очень важны и нужны современной Москве», – подчеркнул градоначальник.

Задание на завтра
В конце октября 2016 года власти города утвердили проект строительства нового комплекса небоскребов общей площадью 144 тыс. кв. метров на территории «Большого Сити». Его возведут с внешней стороны Третьего транспортного кольца в районе Шелепихинской набережной. 

При этом сам «Большой Сити» расположен в четырех административных округах: ЦАО, САО, СЗАО и ЗАО, на участке от Ленинградского до Кутузовского проспекта, на землях, занятых преимущественно неработающими промышленными предприятиями и старым жилищным фондом, львиная доля которого нуждается в реконструкции.

На сегодняшний день «Большой Сити» считается крупнейшим инвестиционным проектом столицы. Здесь на территории 3,2 тыс. гектаров предполагается построить свыше 5 млн кв. метров различной недвижимости. Запланированы большие объемы высотного строительства. Возводится Национальный космический центр с башней «Роскосмос» высотой 248 метров.

Красивым быть не запретишь
Количество небоскребов с квартирами, небоскребов-гостиниц и апартаментов в Москве неуклонно увеличивается. Строительство любого из них планируется за несколько лет до начала работ. По этой причине архитекторы заинтересованы использовать самые новые технологии и разработки, те, что не успеют устареть на момент ввода здания в эксплуатацию.

Начиная с 2013 года каждый проект нового высотного объекта обсуждается на Архсовете города Москвы. При этом достаточно часто их отправляют на доработку, что, надо отметить, не способствует снижению интереса девелоперов к воплощению подобных идей. При этом московские небоскребы зачастую отличаются необычностью и даже изысканностью создаваемых образов.

Например, особым стилем отличается жилой комплекс «Алые паруса», представляющий единый ансамбль из семи корпусов (высотой от 110 до 179 метров), возведенных на живописном берегу Москвы-реки напротив Строгинской поймы. А расположенная на стрелке между Москвой-рекой и Водоотводным каналом 34-этажная гостиница «Свиссотель Красные Холмы» напоминает нацеленный на солнце уфологический аппарат из «Войны миров» Герберта Уэллса. Ну а дом на Мосфильмовской попал в число лучших небоскребов Европы. Он получил ряд престижных международных наград, которые выделяют его на фоне других современных строений столицы.

В этом году будет введен в строй клубный дом Chkalov на Земляном Валу – две 21-этажные башни. Необычные фасады «раздвоенной» высотки – это современное прочтение сталинского ампира. Динамика их образов и футуристический дизайн добавят, по мнению экспертов, нотку свежести в окружающий пейзаж.

В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной построят необычный офисный комплекс с ломаными гранями – 200-метровую башню кристаллической формы, а многофункциональный центр с «чешуйчатыми» фасадами задуман как доминанта района Филевский Парк. Он будет состоять из двух зданий высотой 58 и 11 этажей. Башня станет сужаться к середине, а затем снова расширяться. Она получит сложное остекление за счет выступающих эркеров, повернутых под разными углами. С внешней стороны стекла будут облицованы полированным алюминием, и в зависимости от положения солнца свет сможет по-разному отражаться от их поверхности, как от чешуи. Фасад второго здания облицуют фигурным кирпичом, также придав ему «чашуйчатый» вид.

По итогам только 2022 года десять крупнейших девелоперов возвели в Москве небоскребы общей площадью 4,8 млн кв. метров. Это на 14% больше, чем в конце предыдущего года, подсчитали аналитики компании «Метриум». В 2023-м на рынке новостроек представлены 73 проекта домов выше 30 этажей с квартирами и апартаментами, в то время как четыре года назад подобных жилых комплексов было лишь 37. При этом в общем объеме предложений высотные здания занимают 39%.

Стройка без ограничений
Небоскребы остаются одним из самых сложных видов гражданского строительства, которое обходится инвестору на 30–40% дороже, чем реализация обычного проекта многоэтажного здания аналогичного класса. При этом за несколько десятилетий технологии настолько шагнули вперед, что «тучерез» сегодня можно построить на любом грунте при любых условиях. Специалисты без проблем рассчитывают степень обледенения постройки, разницу температур и тепловых колебаний на любых участках высотной конструкции. А ведь есть еще ветровые нагрузки. Они зарождаются у подошвы такого здания. Но вертикаль создает барьер для воздушной массы, из-за чего потоки воздуха начинают ускоряться в нижней части небоскреба, где возникает серьезная турбулентность. Однако сегодня выработаны способы, как с этим бороться, и это целая наука.

При этом сами небоскребы могут иметь и железобетонный, и металлический, и композитный каркасы. А в системе остекления башни используются новейшие технологии, позволяющие отражать солнечные лучи и сохранять комфортную температуру в помещениях. Однако охладить высотное здание в жару только на 1 °С оказывается в четыре раза дороже, чем отапливать. Поэтому в нашей климатической полосе, и в частности в Москве, эксплуатировать небоскреб гораздо проще, чем в жарком климате.

Теги: #