Новая философия воды - Московская перспектива
Новая философия воды

Новая философия воды

Новая философия воды
Новая философия воды
В 2020 году в столице стартовала масштабная программа комплексного развития территорий. Прежде всего она преобразует заброшенные промышленные зоны. За четыре года сделано очень много. Новую жизнь обретают «Октябрьское поле», «Зюзино», «Грайвороново», «Варшавское шоссе», «Северянин», «Кирпичные улицы», «Западная водопроводная станция», «Свиблово» и «Кунцево». Очередь дошла и до реконструкции территории Южного порта.

Последние годы эта прибрежная зона была практически выключена из жизни города, а жители густонаселенного района Печатники не имели возможности пользоваться красотой московской реки. Берег заполняли автосервисы, складские помещения и превращенные в свалки пустыри. Как рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, у этого природного оазиса впереди новая и прекрасная жизнь: «На берегу Москвы-реки появятся жилые кварталы, офисы, общественная застройка, а также набережная мирового уровня». В конце 2022 года мэр столицы Сергей Собянин утвердил проект планировки территории площадью 35 гектаров, ограниченной Проектируемыми проездами № 1423 и № 6051, акваторией Москвы-реки и Южнопортовой улицей. Реорганизация промзоны предполагает многофункциональную застройку, в том числе создание жилых кварталов, общественных кластеров, пересадочного узла «Южный порт» и технопарка. Планируется возведение 7,5 млн кв. метров недвижимости.

«Набережную протяженностью 2,5 км в ходе реконструкции расширят в 1,5 раза – до 35 метров за счет понтонных конструкций», – сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Главный архитектор архбюро KAMEN, автор мастер-плана прибрежной зоны Южного порта Иван Греков отметил, что любая набережная – особый тип городского пространства, а архитекторы стараются в своих проектах максимально использовать этот потенциал.

«Работая над набережной кластера «Южный порт», мы задумались о том, какую новую по качеству территорию можем здесь создать. Мы хотели сделать среду уникальной во всех аспектах, сформировать пространство с новой философией, место, где можно комфортно жить, работать и отдыхать. Разработали порядка трех разных пространственных подходов, но в итоге остановились на идее частично линейного квартала с ярко выраженным акцентом на уровне земли, на уровне среднеэтажной и малоэтажной части, которую мы назвали «горизонтальным небоскребом». Он помог нам активно подчеркнуть набережную и создал фронт взаимодействия жилого массива и общественной функции со свободным и открытым пространством воды», – пояснил Иван Греков.

Смысл использования понтонов в обустройстве набережной объяснил Сергей Кузнецов: «Понтон позволяет потрогать воду, оказаться на ее уровне, а не только смотреть на нее сверху. Это в корне меняет формат взаимодействия с рекой и ее визуальное восприятие». По данным Ассоциации девелоперов Южного порта, понтонные конструкции не только расширят набережную, но и дополнят необычными общественными пространствами: бассейном с подогревом, десятью плавучими термами, зонами для занятий спортом на свежем воздухе и открытыми соляриями с шезлонгами. Последовательность рекреационных локаций продолжат большой амфитеатр и открытая площадка для мероприятий, музеи и театры, детские площадки с оборудованием для экспериментов и парк с объектами ленд-арта, а также уютные кафе с террасами и бутики. Кроме того, на набережной Южного порта появится крупнейшая в столице марина на 200 яхт и еще несколько причалов для 50 легкомоторных судов.

Повышенное внимание при возрождении территории Южного порта создатели уделяют ее необычному архитектурному облику. Окружать яхтенную гавань будет парящий на высоте 30 метров прозрачный ярус, с которого откроется вид на всю акваторию. В его наземной части обустроят двухкилометровый променад, вдоль которого расположится сеть магазинов, кофеен и ресторанов с террасами. В Москве много красивых и давно любимых горожанами набережных: Фрунзенская и Котельническая, Болотная, Пречистенская... Но ни одна из них не дает возможности «личного» общения человека с водной гладью, как это будет на новой набережной вдоль территории Южного порта.