Новоселье между прошлым и будущим

Новоселье между прошлым и будущим

Новоселье между прошлым и будущим
Новоселье между прошлым и будущим
Знаменитый Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана непрерывно развивается. Принадлежащие вузу и не представляющие исторический или культурный интерес ветхие здания сносят, а на их месте будет возведен кампус с развитой инфраструктурой, оснащенный современным научным оборудованием.

Между тем в последнее время появились публикации, искажающие действительную цель сноса старых зданий и наделяющие руинированные постройки статусом исторического значения, далекого от реальности. Среди ведущих учебных заведений страны Бауманка лидирует не только в части научных разработок, но и в плане эффективного использования имеющейся у нее инфраструктуры. Однако для результативного обучения студентов и работы научных лабораторий площадей катастрофически не хватает (в МФТИ и МИФИ на одного студента их в два раза больше). Это подтверждает и внешний аудит деятельности МГТУ, который показал, что основным сдерживающим фактором развития вуза является дефицит территории. В связи с чем было принято решение о строительстве новых корпусов Бауманки на месте снесенных зданий.

Наука на развалинах
Что же реально представляли собой старые строения? По сути, самые настоящие руины – заброшенные, пребывавшие в аварийном состоянии помещения. Среди них здание бывшего училища (приюта) имени принца Петра Ольденбургского в Бригадирском переулке с некогда располагавшейся в нем домовой церковью в честь святого Александра Невского. Прежде известное в Москве учебно-воспитательное заведение после революции 1917 года прекратило свое существование. В дальнейшем здесь размещались учреждения, весьма далекие от образования и духовной жизни, в том числе мужская и женская больницы и даже тюрьма.
Исторические интерьеры постройки, а также помещение домового храма были полностью уничтожены в ходе двух его реконструкций – в 1920 году и в 1930-е годы. За несколько лет до Великой Отечественной войны дом был передан военному ведомству вспомогательных служб Военной академии химической защиты. К зданию пристроили со стороны двора четырехэтажный корпус. Тогда же строители полностью изменили планировку помещений, а на месте домовой церкви сделали лестницу. Пострадали и фасады. От их первоначального вида фактически ничего не сохранилось.

К 1952 году здание было объединено с построенными в глубине квартала корпусами. А в 90-е годы прошлого века его отдали тюремному ведомству, при котором нормальная хозяйственная деятельность не велась. Неоднократные изменения облика здания и интерьеров привели к тому, что ему так и не был присвоен статус объекта культурного наследия, обладающего историко-архитектурной, художественной, научной или мемориальной ценностью. Так, согласно акту, составленному в ходе передачи здания Минобрнауки России в 2017 году, конструкции постройки находились в аварийном состоянии. Стены из кирпича на известковом растворе за сто с лишним лет обветшали из-за постоянной сырости, что вызвало их деформацию, трещины были зафиксированы в перекрытиях и в фундаменте, а у деревянных балок они составляли до 1/3 длины пролета, и даже стальные балки изъела коррозия. Строение могло в любой момент обрушиться. Поэтому ни о какой его реконструкции не было и речи, строителям ничего не оставалось, как снести постройку. И все же не все старые дома попадут под ковш экскаватора в ходе возведения современного кампуса. Здания, действительно являющиеся объектами культурного наследия, сохранятся – это Фанагорийские казармы и корпус химического факультета МГТУ.

Русский Стэнфорд и площадь с фонтаном
МГТУ им. Н.Э. Баумана знают как мощный кластер инженерной элиты. Он всегда был лучшим техническим университетом России, и сейчас технический и интеллектуальный потенциал вуза намного выше, чем те возможности, помещения и оснащение, которые у него есть. Невозможно двигать российскую науку в условиях, не отвечающих требованиям современности. Чтобы в полной мере реализовать потенциал университета, необходимо создать для него современный кампус, равный по техническим возможностям и оснащению другим зарубежным университетским кампусам.

На базе Бауманки необходимо создать университет мирового уровня – «русский Стэнфорд», который объединит научные школы, бизнес-индустрию, исследовательское направление, даст совершенно новое качество образования. Исследования в стенах Бауманки имеют огромное значение для страны. С расширением и модернизацией территории появится возможность создать ультрасовременный научно-исследовательский кластер биомедицинского направления, где будут вести исследования по излечиванию рака, инфекционных и иных заболеваний, что особенно актуально в условиях пандемии коронавируса. Кроме того, в построенных корпусах появятся инженерные классы и лаборатории для детей, где станут проходить открытые лекции и выставки, уроки цифровой грамотности для старшего поколения москвичей по программе «Московское долголетие» и многое другое.

Между тем сейчас на территории, предназначенной для расширения кампуса, сплошные заборы, инфраструктура недоступна для жителей Москвы, так как аварийные здания несут опасность. Вместо выключенной из городской жизни территории здесь будет сформировано открытое пространство, где расположатся площадь с фонтаном и крышей для прогулок даже в дождливые дни, пешеходные зоны, выставочные пространства, кафе, запоминающиеся арт-объекты – такие как нить для квантовых вычислений. Жители смогут буквально наблюдать через окна новых строений, чем живет наука. Всю территорию кластера озеленят. А у «древа познания» в теплое время года планируется проведение публичных лекций с участием ведущих ученых.
Помимо этого предполагается отреставрировать здания Фанагорийских казарм и химического факультета МГТУ и обеспечить к ним свободный доступ. Кроме того, в ближайшей перспективе предусмотрены реконструкция ближайшего стадиона «Металлург», а также строительство футбольных полей и хоккейных площадок, беговых и велодорожек, прогулочных зон, открытых площадок для йоги и аэробики.

Теги: #