Новый подход к формированию среды в мегаполисах - Московская перспектива

Новый подход к формированию среды в мегаполисах

Новый подход к формированию среды в мегаполисах
Новый подход к формированию  среды в мегаполисах
В прошедшем году бюро «АБТБ» исполнилось 25 лет. В рамках «АРХ Москвы-2020» коллектив бюро был признан архитектором года. За время своего существования бюро участвовало во многих городских программах, большинство из которых связанно с проектированием крупных транспортно-пересадочных узлов. Помимо авторства реализованных архитектурных решений станций Московского центрального кольца АБТБ был спроектирован крупнейший узел Европы – ТПУ «Нижегородская», который открылся в марте 2020 года. По проекту АБТБ в 2017 году были реализованы интерьеры павильонов парка «Зарядье». В настоящее время бюро активно участвует в проектировании станций МЦД и реализации Программы реновации в Москве. Участие в крупных городских программах невозможно без собственной концепции образа будущего, вокруг которой формируются все наши решения – как градостроительные, так и архитектурные. Наше видение образа будущего российских городов было представлено на выставке «АРХ Москва-2021» и состоит из трех разделов, посвященных пространственному развитию системы расселения страны, развитию Московской агломерации и будущим сценариям городской жизни. В данной статье мы хотим рассказать о нашем предложении по развитию Московской агломерации, подготовленном коллективом при участии профессора МАрхИ Николая Каверина и руководителя направления концептуальной аналитики Ильи Кантора

Развитие российских агломераций в системе расселения страны
Статистика последних 30 лет показывает устойчивый рост крупных городов при минимальном естественном приросте населения. Исследования говорят о том, что этот рост связан с движением населения из малых и средних городов в крупные. Это связано с отсутствием в небольших городах полноценной общественной и социальной инфраструктуры высокого качества, что делает их по уровню жизни схожими с сельскими населенными пунктами. По нашим расчетам, уровень урбанизации в России через 50 лет составит порядка 85%, причем 60% из них придется на крупные города и мегаполисы, их население увеличится на 30 миллионов человек.

Московская агломерация
Московская агломерация представляет собой ярко выраженную моноцентрическую агломерацию с радиально-кольцевой структурой. Такая структура не предполагает формирование классической полицентрической агломерации с центрами, сопоставимыми по размеру и качеству. Поэтому основные нагрузки от роста моноцентрической агломерации принимает сложившийся центр города.
Устойчивое развитие моноцентрических агломераций напрямую связано с двумя главными факторами: увеличением протяженности сети доступного скоростного внеуличного транспорта и формированием целостного общественного центра высокого качества.

В настоящий момент в Москве продолжается развитие систем агломерационного транспорта. На основе радиальных ж/д направлений формируются Московские центральные диаметры.При этом развитие существующего центра Москвы сдерживается негативным отношением общества к уплотнению исторической застройки и фактически отстает от темпов роста агломерации. Кроме того, Москва имеет деформированную структуру распределения плотности застройки. Центр города застроен неплотно, в то время как периферийные районы, примыкающие к МКАД, имеют высокую плотность. Все это приводит к неэффективному использованию территории. Вместе с тем Москве свойственно уникальное явление – промышленный пояс, расположенный в срединной зоне города. Это ценный резерв территории для развития города, насыщения его новыми функциями современного формата. Срединная зона города, равнодоступная как из исторического центра, так и из периферии, сама по себе имеет кольцевую структуру, обеспеченную двумя системами внеуличного транспорта – Московским центральным кольцом и Большой кольцевой линией метро. Смыкаясь в районе двух крупнейших ТПУ – «Нижегородской» и «Шелепихи», они образуют кольцо расширенного центра Москвы.

Вдоль кольца расширенного центра Москвы мы предлагаем сформировать зону высокоплотной застройки с интегрированной системой современных общественных центров высокого качества агломерационного значения. В настоящее время развитие данных территорий осуществляется по инерционному сценарию – идет массовое строительство жилых районов, обеспеченных инфраструктурой по действующим нормативам. Мы предлагаем инновационный сценарий развития, основанный на понимании этих территорий как зон повышенной ценности, в которых должна преобладать общественно-культурная и деловая застройка, остро необходимая для обеспечения нужд растущей агломерации. Кроме того, в этой зоне предполагается высокоплотная жилая застройка по новым нормативам обеспеченности.

Это позволит получить конкурентные общественные центры современных форматов и снизить плотность в новых жилых массивах, расположенных на удалении от транспортного каркаса. Городская среда станет разнообразнее, что позволит горожанам выбирать формат и стиль жизни в соответствии со своими потребностями.

Для наиболее мобильных групп населения – студентов и молодых людей – подойдут высокоплотные районы около ТПУ, для семей с детьми – традиционные кварталы в глубине застройки, насыщенные озелененными пространствами. Одной из причин существующей деформации плотности является плоская система градостроительного нормирования, предполагающая единый норматив плотности для всех зон города. Для реализации инновационного сценария развития необходимо введение градиента нормирования, предполагающего увеличенную плотность застройки для территорий, обеспеченных транспортным каркасом, и пониженную – для территорий, находящихся на удалении от него. Аналогичный градиент должен касаться нормативов обеспеченности социальными объектами – в зонах, удаленных от транспортного каркаса, необходимо предусмотреть строительство просторных школ и детских садов, при сокращении объема инфраструктуры в зонах, прилегающих к ТПУ.

Это позволит локализовать эффективные высокоплотные структуры вокруг кольца расширенного центра и сделает невозможной хаотичную застройку многоэтажными жилыми домами вдали от транспортного каркаса. Данное решение повысит качество общественных центров, а повседневная среда обитания человека станет более гуманной. Формирование расширенного общественного центра Московской агломерации перераспределит плотность и сделает город более компактным и эффективным.
Кроме того, это даст возможность сохранить исторический облик города в пределах Садового кольца.
Мы считаем, что формирование высокоплотного кольца расширенного центра позволит реализовать локальное разуплотнение существующей застройки путем увеличения площади и связности зеленого каркаса, в который будут интегрированы некоммерческие, но социально значимые общественные функции – школы, детские сады, центры для пожилых, выставочные залы и так далее.
Вместе они создадут непрерывную эстетически интересную и гуманную систему общественных пространств города будущего – города общения и саморазвития. Идея развития Московской агломерации, основанная на формировании современного высокоплотного общественного центра, введении градиента зонирования территории в зависимости от расположения относительно транспортного каркаса и развитии зеленого каркаса, должна лечь в основу принципов «Умного урбанизма» – нового подхода к формированию среды в мегаполисах.