Объект любви на Поварской - Московская перспектива

Объект любви на Поварской

Объект любви на Поварской
Объект любви на Поварской
В доме Кальмеера проведут капремонт

В последние годы Москва демонстрирует беспрецедентные масштабы реставрации объектов культурного наследия – за девять лет возродились порядка 1,4 тыс. зданий, представляющих особую ценность для истории. Особенно много их в центре города, в том числе в районе Арбата. А вскоре преобразится еще один уникальный памятник архитектуры – доходный дом Кальмеера, увековеченный в стихах Беллы Ахмадулиной.

В конце прошлого года на Поварской улице открылся после реставрации шедевральный особняк Ивана Миндовского, построенный в 1903–1904 годах в стиле модерн по проекту Льва Кекушева. И вот очередной повод порадоваться: там же, на Поварской, преобразится еще один уникальный памятник архитектуры – доходный дом Кальмеера. Решение о его капитальном ремонте с частичной реставрацией приняли городские власти. Вся проектная документация, как сообщили в Москомэкспертизе, согласована.

Дом Кальмеера считается одним из лучших образцов неоклассицизма, а его богатая история достойна отдельной книги. В артистических и литературных кругах дом номер 20 по Поварской улице снискал славу обители отечественной литературы и искусства. Кстати, изначально он и задумывался как «дом Искусств», где бы могли жить и творить художники и поэты. Эта идея принадлежала в начале XX века сыну богатого купца из Иркутска, выпускнику Гейдельбергского университета, сумевшего сделать в Москве блестящую карьеру адвоката, Иосифу Семеновичу Кальмееру. Его именем и назвали дом, который последние полвека выполняет в том числе и это свое предназначение. И даже в стихах прославился, ведь именно ему признавалась в любви Белла Ахмадулина, обитавшая здесь не один год:    

Мансарда, ставшая для Ахмадулиной вторым домом, была выстроена в конце 1960-х с нуля, специально под мастерскую театрального художника и сценографа Бориса Мессерера, с которым в начале 1970-х годов поэтесса связала свою жизнь. Чердак шестиэтажного дома перекрыли высокой крышей, «посадив» ее на стены 8-метровой высоты. В результате дом подрос на целый этаж. С 1969 года, как только мастерская получила здесь постоянную прописку, здание с подачи представителей творческой богемы стали именовать не иначе как «дом Мессерера». Кто там только не перебывал! Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, Петр Тодоровский и Григорий Поженян, Юрий Любимов и Аркадий Арканов, Галина Волчек и Марк Захаров, Василий Аксенов и Андрей Вознесенский, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Фазиль Искандер и Виктор Ерофеев, Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, Артур Миллер и Морис Бежар… Список длинный, всех не перечислишь! В этом же здании в полуподвальном помещении несколько лет «квартировали» мастерские Театра Моссовета, а чуть позднее обосновалась Школа драматического искусства Анатолия Васильева, чьи спектакли гремели на всю Москву. С 2006 года помещения занимал театральный проект «Открытая сцена». Что это, как не воплощение мечты Кальмеера о «доме Искусств»! Правда, запоздавшее на несколько десятилетий.

А в далеком 1910-м Иосиф Семенович доверил реализовывать проект популярному в те годы московскому архитектору Валентину Дубовскому, к оформлению интерьеров привлек художника Игнатия Нивинского, прославившегося как автор множества талантливых работ, включая отделку интерьеров Египетского зала Музея изящных искусств на Волхонке, роспись плафонов и фризов в отеле «Метрополь», внутреннюю отделку интерьеров церкви-усыпальницы князей Юсуповых в Архангельском и реставрацию их главного усадебного дома.

     Роскошный шестиэтажный дом с неоклассическим, симметрично решенным фасадом с полуколоннами, эркерами и арочным балконом, украсил Поварскую в 1914 году. Дату постройки увековечили на фасаде в двух медальонах с инициалами владельца. Квартиры огромной площади – свыше 200 кв. метров – были обильно снабжены лепниной, мраморными колоннами, расписными потолками. Позволить себе приобрести подобную роскошь могли лишь весьма состоятельные московские господа. Впрочем, надолго в этих хоромах они не задержались – в 1918-м дом национализировали и почти всех жильцов выселили. Незавидная участь была уготована владельцу здания Иосифу Кальмееру. Этот выдающийся адвокат, один из самых образованных и интеллигентных людей своего времени, в том же году вошел в состав президиума организации «Политический Красный Крест», воссозданного женой писателя Максима Горького Екатериной Пешковой. Организация официально помогала политзаключенным независимо от их социальной, религиозной или партийной принадлежности. Но вскоре большевики обвинили Кальмеера в контрреволюционной деятельности, арестовали и приговорили к расстрелу.

Великолепное творение на Поварской постепенно приходило в упадок. Особенно пострадали интерьеры, ведь некогда шикарные квартиры были отданы под обычные коммуналки. Новые жильцы доставшееся им культурное наследие не оценили, более того, нанесли непоправимый урон: закрасили росписи краской, посбивали великолепную лепнину, в результате чего большинство ценнейших элементов интерьеров оказалось навсегда утраченным. К счастью, оформление парадной и нескольких квартир уцелело. И уже в наши дни, когда дом Кальмеера был признан объектом культурного наследия, Москва их восстановила и отреставрировала.

Теперь здание ждет капитальный ремонт. В рамках работ будет отреставрирована большая часть декорированных элементов фасада, их   обновят – очистят, отремонтируют и покрасят. Кроме того, принято решение о частичном восстановлении кирпичной кладки стен и ее швов, а также разрушенных участков декоративного карниза. Как сообщили в пресс-службе Москомэкспертизы, необходимые работы произведут и внутри самого здания: обновят лестницы и элементы их ограждений, проведут ремонт в помещениях второго этажа. В рамках капитального ремонта модернизируют и системы электро- и водоснабжения, канализации и отопления.