Образование в шаговой доступности

Образование в шаговой доступности

Образование в шаговой доступности
Образование в шаговой доступности
Москва – один из крупнейших образовательных и научных центров в масштабах не только России, но и всего мира. Наглядным доказательством этого стали успехи столичных школьников на престижных международных олимпиадах. Только за последние недели московские ученики завоевали 11 медалей на состязаниях по информатике, математике, биологии, физике. Залогом такого успеха является создание комфортных и качественных условий обучения и ежегодное открытие десятков школ и детских садов в шаговой доступности от жилых кварталов.

На протяжении последних лет в Москве реализуется принцип комплексного развития всех округов и районов. Для этого город активно развивает социальную инфраструктуру: строятся объекты образования, здравоохранения, спорта и культуры. Важной частью развития городских территорий является строительство учебных заведений – одна из важнейших социальных программ. С каждым годом оно становится масштабнее, объекты получают большую площадь и количество мест. Это связано с возрастающим числом москвичей, желающих отдать детей в садик или школу. Сегодня порядка трети объема Адресной инвестиционной программы направлено на строительство объектов социальной инфраструктуры. Как рассказал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, ежегодно Адресной инвестиционной программой города на строительство объектов образования выделяется в среднем более 10 млрд рублей. «План ввода 2021 года – более 50 школ и детских садов. На следующий год в городе за счет средств бюджета планируется ввести 14 школ и 18 детсадов, а силами инвесторов будут сданы еще 35 образовательных объектов», –
сказал Бочкарёв.

Стоит отметить, что на протяжении последних лет доля инвестиционных объектов стабильна и составляет 30–40% всех строящихся в городе детских садов и школ. Так, с 2011 года по настоящее время они профинансировали 118 из 302 введенных детских садов и 35 из 100 школ. Во многом это объясняется экономическими и рыночными факторами – конкурентной привлекательностью проектов жилой застройки. Инвесторы прекрасно понимают, что, принимая решение о покупке жилья, люди обращают внимание не только на квадратные метры, планировку, внешний вид квартиры, качество новостройки, удобство ее расположения, но и на наличие рядом необходимой инфраструктуры. В первую очередь речь идет о наличии детского сада и школы, ведь среди покупателей квартир много молодых семей с детьми, и для них это весомый аргумент в пользу выбора места жительства.

Однако для воспитания и обучения детей помимо количества новых детских садов и школ важно и качество образовательной среды. Как рассказал глава столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов, в городе разработан новый стандарт строительства школ и дошкольных учреждений. «На основе анализа и обобщения опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов образования создан новый стандарт. Рекомендации, представленные в нем, направлены на создание комфортной среды пребывания в помещениях школ, учебных корпусов и дошкольных образовательных учреждений, а также на повышение эффективности образовательного процесса», – пояснил он. Документ содержит комплекс основных подходов при проектировании объектов образования. В него вошли решения по благоустройству территорий, рекомендации по отделочным материалам и инженерному оборудованию, ориентированные прежде всего на энергоэффективность и оптимизацию затрат на содержание и эксплуатацию зданий образовательных организаций. Особое внимание уделено типовым решениям интерьеров, отвечающим принципам функциональности, комфорта, технологичности и безопасности школьного пространства.

Еще одним столичным ноу-хау стало возведение образовательных трансформеров. Разработка таких проектов началась из-за нехватки свободных площадок – ведь в некоторых районах настолько плотная застройка, что порой невозможно возвести рядом с жилыми домами и садик, и школу. В то же время здание-трансформер можно поочередно использовать и в качестве школы, и как блок начальных классов, и как детский сад. Таким образом, городская система образования получает возможность быстро реагировать на изменение возрастного состава детей в том или ином районе. Переоборудовать трансформер можно даже во время летних каникул за счет принципиально нового проектного решения – применения универсальных ячеек, при трансформации которых меняются лишь назначение помещений и состав находящегося в них оборудования. На сегодняшний день в городе уже построено несколько трансформеров: комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест в Южном Бутове, трансформер на базе школы № 1985 в районе Куркино и аналогичный корпус в составе школы № 2109 в Щербинке. Сейчас такие трансформеры возводят и в других районах – в строительстве и проектировании пять подобных проектов.

Проекты возведения объектов образования, как и другие современные стройки, являются площадками применения и апробации инновационных технологий. Например, на пилотных проектах – в учебном корпусе на 300 мест с дошкольным отделением на 125 мест в районе Раменки и детском саду на 300 мест с бассейном в районе Некрасовка применяются новые цифровые технологии. «Здесь используется роботизированное лазерное сканирование. Все, что считает умная техника, загружается в цифровую информационную модель. Отклонения, если они есть, увидит сразу каждый участник строительства и проектирования. Это ускоряет процесс принятия оперативных решений», – пояснил Загрутдинов.
По словам генерального директора АО «УЭЗ», Альберта Суниева, развитие любого района, формирование нового квартала подразумевают создание комфортной и качественной городской среды. Важным показателем является наличие в шаговой доступности от жилья школ и детских садов. Дети должны учиться и воспитываться рядом с домом, проникаясь уважением к своему району и нашей столице в целом. В последние годы особое внимание уделяется качеству образовательных объектов – наличию благоустроенных двориков, современных спортивных и игровых площадок. Все это позволит лучше раскрыть потенциал подрастающего поколения и направить его на благо Москвы. 

Отметим, что столичные власти уделяют особое внимание вопросам обеспечения новостроек образовательными объектами в Новой Москве. После вхождения в состав столицы территории новых округов испытывали настоящий дефицит школ и детских садов, несмотря на то что объемы жилой застройки поражали своими масштабами. По словам главы департамента развития новых территорий столицы Владимира Жидкина, развитие Новой Москвы предполагает формирование комплексной застройки, состоящей из жилья, социальных объектов, торговых, производственных и офисных зданий: «Активное жилищное строительство, которое развернулось в новых округах столицы, требует не менее масштабного возведения различных объектов социального обеспечения, в том числе и образования. С момента присоединения в ТиНАО возведено 57 детских садов на 11,9 тыс. мест и 20 школ на 18,2 тыс. учащихся», – отметил он. Планы на будущее не менее масштабны – в ближайшие три года здесь предполагается построить 96 школ и детских садов. При этом Генеральный план развития территорий Новой Москвы до 2035 года предполагает возведение 320 новых детских садов и 170 школ. ®

Теги: #