Обустройство на мокром месте

Обустройство на мокром месте

Обустройство на мокром месте
Обустройство на мокром месте //shutterstock.com
40 километров набережных реконструируют в течение нескольких лет в Москве

Еще одним мегапроектом столичных властей в ближайшие годы станет развитие территорий, расположенных вдоль Москвы-реки. Это комплексная программа, направленная на формирование новых центров притяжения, а также вовлечение в активную городскую жизнь заброшенных площадок. О планах по благоустройству и реконструкции прибрежных территорий рассказал на открытой лекции в Московском архитектурно-строительном институте главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

В последние годы развитию набережных Москвы-реки уделяется большое внимание. Действует городская программа, крупный мегапроект, направленный на развитие этих территорий. За последние годы в Москве привели в порядок 53 км береговой линии. Уже обустроены Москворецкая набережная в районе парка «Зарядье» и Лужнецкая набережная — на территории олимпийского спорткомплекса «Лужники».

Всего в городе планируется обустроить до 80% набережных, превратив Москву-реку в новый линейный центр города. В действующую Адресную инвестиционную программу (АИП) до конца 2020 года заложена реконструкция более 20 км береговых линий. В ближайшей перспективе предполагается завершить развитие набережной Марка Шагала на территории «ЗИЛа» и Шелепихинской, которая станет продлением Краснопресненской набережной к западу от делового центра «Москва-Сити».

При этом прорабатываются планы приведения в порядок еще 20 км береговой линии. 

«В ближайшие четыре-пять лет мы планируем реконструировать около 40 км набережных Москвы-реки. Сейчас создаются конкретные проекты. Я думаю, до конца года мы будем иметь понимание по всем участкам», — сказал Сергей Кузнецов.

Перед властями города стоит задача создания непрерывной пешеходной и благоустроенной зоны в исторической части столицы.

Кроме того, уже до конца этого года начнется продление Симоновской набережной к территории «ЗИЛа». Проект уже готов и прошел экспертизу. Новый участок будет автомобильным, при этом планируется создать и пешеходную зону. Симоновскую набережную реконструируют на участке от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда, также предполагается строительство моста.

По большей части проекты будут реализовываться за счет городского бюджета, однако на отдельных участках благоустройством займутся инвесторы. У девелоперов уже есть планы строительства интересных и знаковых объектов на берегу Москвы-реки. Например, вдоль жилого комплекса, возводимого на территории «ЗИЛа», протянется на 3,8 км набережная Марка Шагала. Здесь уже благоустроен парк «Тюфелева роща», а в будущем появится первый «плавающий» бассейн диаметром 25 метров. Он будет представлять собой понтон с подведенными коммуникациями. Благодаря такому решению его можно эксплуатировать даже зимой. Реализовать проект планируют к 2026 году. Сейчас рассматривается техническая возможность реализации бассейна на реке и изучается зарубежный опыт.

Развитие прибрежных территорий и их наполнение различными объектами создаст потребность в новых видах транспорта. В связи с этим в ближайшие несколько лет планируется организовать регулярные перевозки пассажиров речными трамваями по Москве-реке, которые сейчас эксплуатируются только в туристическом режиме.

Проект речных перевозок был разработан специалистами Высшей школы экономики (ВШЭ). Уже в 2020-2021 годах предполагается запустить один регулярный маршрут протяженностью 10 км от Нижних Мневников до Киевского вокзала, связав три столичных округа, ММДЦ «Москва-Сити» и городские парки. Трамваи ледокольного класса будут работать всесезонно, интервалы движения составят 4-6 минут. Специалисты ВШЭ также сделали техническое задание на судно, которое будет осуществлять перевозки. Его вместимость составит около 100 человек, провозная способность — около 1,5 тыс. пассажиров в час.