Основатель лектория о моде Fashion to know Виктория Гумерова: «Самое важное в моде сегодня – экология»

Основатель лектория о моде Fashion to know Виктория Гумерова: «Самое важное в моде сегодня – экология»

Основатель лектория о моде Fashion to know Виктория Гумерова: «Самое важное в моде сегодня – экология»
Основатель лектория о моде Fashion to know Виктория Гумерова: «Самое важное в моде сегодня – экология» Виктория Гумерова. Фото: Николай Кириллов
Проект Fashion to know появился в Москве чуть больше года назад. Это лекторий, который сегодня работает при Центре Гиляровского (филиал Музея Москвы) в Столешниковом переулке. Лекции, которые здесь проходят, связаны темой моды. О том, куда движется российская и мировая fashion-индустрия, за какими российскими дизайнерами будущее и в чем проблема отечественных брендов, рассказывает основатель проекта Виктория Гумерова

- Как получилось, что ваш проект работает с Музеем Москвы, как можно в принципе коммерческому проекту запартнериться с бюджетной организацией?

- Мы начались как онлайн проект, но в таком формате развитие не пошло — попробовали записывать занятия с нашим теперь уже постоянным лектором – историком моды Натальей Толкуновой, сделали два выпуска: мода 1950-х и 60-х годов и их отражение в современных трендах. На этом деньги закончились – производство видео-контента стоит немало, да и раскрутить онлайн-проект сложнее, чем офлайн. На какое-то время проект был отложен, затем, через полгода, мы запустились в офлайновом режиме - возникло желание общаться с людьми, искать единомышленников и партнеров для этой формы работы. Сначала мы попробовали сотрудничать с Музеем моды, но наши задачи оказались слишком разными, и мы пришли в Центр Гиляровского - филиал Музея Москвы. И здесь наш проект прижился. Тема Fashion to know очень хорошо вписывается в их концепцию городского досуга.

d83Mlw3aXQSW3FokdyKoV8OWNI1Y9wxxNgDjDFszHleWuaVrzgbX5BRA_8VOZrLw.jpgВыставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы. Иллюстрация: mosmuseum.ru

Музей Москвы вообще не чужд модной темы. С ними в прошлом году сотрудничал Hermes, который привозил большую экспозицию и ремесленников, показывал, как производятся шарфы, перчатки и так далее. Сейчас в здании Музея Москвы на Зубовском проходит выставка «Ткани Москвы» - кураторы очень сильно постарались, собрали редкую информацию, прошерстили фонды. Это кладезь знаний - российское, русское достояние сейчас растеряно - ткацкое производство в стране переживает упадок, фабрики стоят. Проект реализован актуально и современно по своей подаче - экспозиция основана на хорошем сторителлинге — это важно для миллениалов и более молодых горожан, им там интересно находиться.

295502_1000x666_2052_f7c2046336b7dac042a47590ca9680db.jpgЦентр Гиляровского. Фото: Кирилл Зыков/АГН Москва

У Центра Гиляровского очень удачное расположение –  Столешников переулок - эпицентр модной жизни. Тут множество бутиков известнейших марок: и Hermes, и Salvatore Ferragamo, и Louis Vuitton, и Fendi, неподалеку Dior. Все это легендарные марки, в том числе о которых мы рассказываем на лекциях.

- В каком случае проект, связанный с модой, сегодня может называться модным?

- Сейчас мода - не про одежду как таковую, а об идеологии и о будущем, - мода – это и устойчивое развитие, и экологичность. Мода во многом тождественна креативу. Что касается индустрии как таковой, то с этим у нас сегодня проблема – в России не готовят дизайнеров, наша программа ориентирована на производство костюма, а не одежды (разница тут – как между тактикой и стратегией). О креативе речь тоже не идет. Мы не занимаемся производством высокотехнологичных тканей - индустрия заточена под производство капсульных коллекций бежево-серых цветов, базового гардероба. К современной моде это не имеет отношения.

Снимок экрана 2019-11-25 в 14.08.16.pngКирилл Ильичев, Ксения Собчак и Анзор Канкулов. Фото: fashionunited.ru

- Кто в Москве сейчас действительно работает на индустрию моды?

- В этом году появилась Ассоциация моды Москвы. Ее возглавили Ксения Собчак, руководитель направления «Мода» в Школе дизайна ВШЭ Анзор Канкулов и руководитель Московского экспортного центра Кирилл Ильичев. У ассоциации есть возможности для развития, финансовые и интеллектуальные ресурсы: они сделали этой осенью саммит - привезли в Москву Карин Ройтфельд (которая 10 лет была главным редактором французского Voque), генерального директора Британского совета моды Кэролайн Раш, директора института Polimoda Данило Вентури, главу отдела моды лондонского Королевского колледжа искусств и соосновательницу бренда Boudicca Зоуи Броач. На высоком уровне обратили внимание на моду – это уже отличная новость. Собчак очень хороша в роли эмиссара моды как медийная личность со связями и возможностями. Сегодня у нас нет производства и государcтвенных школ, которые могли бы конкурировать с Лондоном и Антверпеном, откуда выходят лучшие дизайнеры, - если при содействии Ассоциации моды что-то такое появится, это станет вехой в истории российской моды.

A7QsS7u2rhE.jpgФорум Be in open. Фото: beinopen/vk.com

Безусловно, на развитие отрасли работает форум Be in open – это профессиональное мероприятие, которое уже пять лет проходит раз в год в Москве. Ребята стараются создать новую систему моды в России. Звучит очень глобально, но по сути, они единственные, кто понимает, что по старым принципам индустрия в нашей стране не работает, поэтому необходимо создание новых. Например, одна из проблем - разобщенность различных сфер. Каждый работает в своей среде и не хочет коммуницировать с другими. Насколько я понимаю, это касается и производства, и образования, и других сфер.

13234235234214.jpgRomaUvarovDesign, коллекция «Цыганская свадьба». Фото: vk.com/romauvarov

- Что такое современная повестка в моде?

- Дизайнер Рома Уваров реализует современную повестку, один из редких примеров. Для меня Рома - это наш русский Микеле (креативный директор Gucci). Он сам того не зная, делает коллекции в стиле кемп. Например, последняя коллекция была вдохновлена цыганской жизнью и бытом.

531541414.jpgНовогодняя коллекция fy:r. Фото: fyrclothes.ru

Светлана Сальникова, дизайнер, основатель бренда fy:r, хоть и не про авангард, но с очень четким пониманием идеи. Ее коллекции вдохновлены русским Севером. Там есть и концепция, и культурологическая составляющая, связанная с поиском идентичности, и оригинальный фасон. 

Fakoshima.jpgОчки Fakoshima. Фото: fakoshimaeyewear.com

Очки Fakoshima – еще один прекрасный пример передового российского фэшна – этот бренд появился в 2012 году – дизайнер Константин Шиляев создал тогда уникальную коллекцию оправ с треугольником на переносице. Их носят Рошин Мерфи, Тильда Суинтон, Андрей Бартенев. В сегменте стритвир сегодня мне кажется наиболее интересным бренд futureisnown, который поднимает вопросы технологии и человека в технологичном мире.

_DSF8938.jpgВиктория Гумерова. Фото: Николай Кириллов

- Насколько удается заинтересовать современной модной проблематикой москвичей, до какой степени им это интересно как слушателям и потребителям?

- Когда мы только появились, то начали с классики – с лекций об Эльзе Скиапарелли, Коко Шанель, Кристиане Диоре. Самая первая лекция – о платках Hermes. Мы вышли на ту аудиторию, которая является фанатами и коллекционерами платков. Эти прекрасные женщины пришли, послушали, получили удовольствие – у нас был солд аут. Сейчас зрителю интересно слушать о современных дизайнерах - Джоне Гальяно, Томе Форде, о бренде Сeline. Мы стараемся продвигать тему современного искусства, арт-коллабораций, устойчивости в моде (sustainable fashion). «Устойчивым» в модном бизнесе называется сегодня бренд, который работает по критериям устойчивого развития. Это должен быть локальный производитель, потому что возить вещи и материалы означает загрязнять окружающую среду, «правильные» бренды стараются этого избегать. Вещи делаются из экологичных тканей, при их производстве не должен быть использован «рабский труд» (а труд рабочих в Азии, где производят сегодня весь масс-маркет, по сути, рабский). Современная повестка для наших слушателей пока не слишком актуальна, но нам об этом важно говорить - поэтому мы все равно проводим лекции на эти темы.

78914758_351565899018225_438088622697086976_n.jpgФото: Fashion to know

- Кому сегодня в Москве вообще интересны лекции по истории моды и об ее актуальном состоянии? Кто эти люди?

- Наша целевая аудитория – стилисты, дизайнеры, PR-менеджеры брендов, собственники шоу-румов и брендов. Кроме того, еще есть люди, не работающие в индустрии, но которые хотят быть причастными к моде – это те же юристы, работники банков. Они приходят к нам, чтобы прикоснуться к прекрасному. Есть те, кто работают, например, юристами, но у них полупрофессиональное хобби связано с модой - они, например, участвуют в съемках в качестве стилистов, визажистов и так далее.

70536262_2461597587227628_6146687933945479168_n.jpgФото: Fashion to know

- Какие лекторы и темы пользуются наибольшим спросом у вашей аудитории?

- Во-первых, это Илектра Канестри. Она рассказывает о современных дизайнерах. Ее герои - Марк Джейкобс, Джон Гальяно, Раф Симонс, Дрис ван Ноттен. С Илектры у нас на самом деле все и началось. Я сама ходила на ее лекции в других местах еще до того, как придумала свой проект, и при этом сокрушалась, что людям из регионов это не доступно. Поэтому-то и появилась идея сделать проект онлайн, чтобы знание принести в массы.

333334111.jpgМодели из коллекций Марка Джейкобса, Джона Гальяно, Рафа Симонса, Дриса ван Ноттена (слева направо)

Востребованы лекции Анны Баштовой. Она рассказывает о кинокостюме и разбирает фильмы, которые повлияли на моду. Там нет «Завтрака у Тиффани» и других картин, которые первыми приходят в голову, зато множество неочевидных и редких фильмов, при этом действительно важных. Она объясняет, как и почему так произошло, что те или иные фильмы  оказались знаковыми для моды, как персонажи и кинокостюмы повлияли на моду и на простых людей. К примеру, черные плащи из «Матрицы» породили целую эстетику.

У нас есть Василиса Гусарова. Она стилист, была директором мужской моды в журнале Esquaire, сейчас у нее свое продакшн-агентство, специализирующееся на фэшн-направлении. Она читает о стилистах и современном искусстве в его взаимосвязи с модой.

Анастасия Елаева рассказывает о том, как модные бренды вдохновляются искусством. После ее лекций я отправилась в Италию, чтобы увидеть все то, о чем шла речь - от Флоренции и Gucci Garden до Милана и Fondazione Prada.

К нам приходит Ксения Лери - основательница первого в России тренд-агентства Trendsquire – она рассказывает у нас о форкастинге – как можно предсказать модные тренды на локальном рынке на ближайшие два-три года. Для дизайнеров и брендов это очень важная информация.

У нас проходят воркшопы с Соней Трусюк, она директор по стратегическому маркетингу в БНС Груп (поставщик на российский рынок таких брендов как Calvin Klein Jeans, Michael Kors, Karl Lagerfeld, Tommy Hilfiger). На занятиях с Соней мы создаем персональные трендбуки. Чтобы это сделать, надо прошерстить все тренды, выявить то, что откликается у тебя лично, и собрать это в единую концепцию.

Очень востребованный курс - история моды за 100 лет - он длится месяц, это четыре занятия по выходным. Автор - Наталья Толкунова, искусствовед, которая в этой теме уже лет 30.

_DSF8916_11.jpgВиктория Гумерова. Фото: Николай Кириллов

- Как планируете развиваться? Может ли лекторий превратиться в более фундаментальное образовательное учреждение?

- Образование – очень серьезная вещь. Я бы не стала брать на себя ответственность и заявлять, что за несколько месяцев - год могу дать знания, которые изменят жизнь человека. Наша специализация - эдьютеймент - не совсем обучение и не совсем развлечение, а что-то на стыке. В наших ближайших планах, помимо лекционной программы, провести в Центре Гиляровского выставку, связанную с sustainable fashion. Пока идея только обозначена, конкретная концепция только формируется. Для меня важно, чтобы человек пришел на выставку, задавшись определенным вопросом на тему устойчивости и экологии, и смог бы получить тут на него конкретный ответ. В галерее «Гараж» сейчас, к примеру, идет выставка «Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100» — это очень сильная по воздействию экспозиция - она реально будоражит. Наша цель - делать такие же по силе и направленности высказывания - я бы хотела задать человеку вопрос, важно ли ему, что он выбирает - этичное, экологичное потребление и почему, чтобы он мог найти ответы. На мой взгляд, экология в моде сегодня – самое важное. Ответственное потребление – та тема, которая лейтмотивом должна проходить через идеологию любого образовательного проекта в сфере моды.

Теги: #