«По новым храмам потомки будут судить об архитектуре нашего времени» - Московская перспектива

«По новым храмам потомки будут судить об архитектуре нашего времени»

«По новым храмам потомки будут судить об архитектуре нашего времени»
«По новым храмам потомки будут судить  об архитектуре нашего времени»
Владимир Ресин об особенностях программы по возведению в столице православных церквей

Владимир Ресин более полувека строит Москву. Почти 25 лет он возглавлял стройкомплекс столицы, был первым заместителем мэра по строительству и временно исполняющим обязанности столичного градоначальника. Впрочем, сегодня на посту депутата Госдумы РФ он по-прежнему связан со стройкой, являясь одновременно советником Патриарха по вопросам строительства и куратором от правительства Москвы программы по возведению в столице православных храмов, которую возглавляет с 2010 года – с самого ее начала. На днях Владимиру Иосифовичу исполняется 83 года, но он, как всегда, в гуще событий. Несмотря на загруженность, Владимир Ресин встретился с корреспондентом «Московской перспективы».

Владимир Иосифович, в Москве активно строятся новые храмы. А уже имеющихся разве недостаточно?

– Строятся, поскольку в них большая потребность. Понятно, что главное назначение храма – быть домом для молитвы. Кроме того, здесь происходит крещение, венчание, ведется ежедневная приходская жизнь, оказывается помощь нуждающимся. Рядом с церковью, как правило, возводится дом причта, где для детей работают воскресная школа, различные студии, кружки, секции по интересам, которые ведут профессиональные педагоги или хорошо подготовленные специалисты.

Тогда почему проблему нехватки в столице церквей начали решать сравнительно недавно?

– К началу нынешнего тысячелетия ситуация с храмами в Москве стала критической. Столица занимала последнее место среди больших российских городов по числу жителей, приходящихся на один православный храм. В Москве их было свыше 40 тысяч. А большинство спальных районов столицы – Теплый Стан, Раменки, Северное и Южное Бутово и другие – в лучшем случае имели одну-две церкви.

Сложившаяся ситуация обсуждалась еще при Святейшем Патриархе Алексии II, но только при Святейшем Патриархе Кирилле было принято решение о начале «Программы-200» – строительства в Москве новых храмов. А дальше началась большая работа. Необходимо было найти участки для возведения 200 новых храмов, оформить надлежащим образом землю и затем передать ее РПЦ.

Почему «Программа-200» теперь называется «Программа по строительству православных храмов» – город так и не смог найти необходимого количества свободных площадок?

– Нашел. Но их требуется гораздо больше, чем 200. Во-первых, столица расширилась за счет присоединенных территорий, во-вторых, даже в пределах прежней Москвы требуется построить церквей больше, чем изначально предполагалось, поскольку жители просят возвести храмы в шаговой доступности от их домов.

Перед тем как утвердить данное строительство, проходят общественные слушания. Мнение народа всегда определяющее – если люди против предложенной территории под будущий храм, мы подыскиваем другую.

К тому же с учетом программы реновации помимо новых домов будет создаваться вся необходимая инфраструктура, новая, качественная, комфортная для жизни среда. А значит, там, где это нужно, может быть место и храму.

Впрочем, это касается храмов, которые появляются на уже застроенных территориях. На новых площадках, где строительство жилья ведется комплексно, церкви заранее закладываются в проекты планировок.

Каким образом город участвует в строительстве храмов?

– Город выделяет участок под строительство, помогает с наружными коммуникациями. Сами храмы возводят на средства прихожан и благотворителей.

С 2010 года к сегодняшнему дню возведено уже 85 святынь – 67 из них в рамках программы и 18 – сверх нее. 61 построенный храм уже введен в эксплуатацию, 12 комплексов находятся в стадии подготовки к вводу и на 12 объектах строительно-монтажные работы уже завершены.

Как вы считаете, есть ли необходимость разработки аналогичных программ для других религиозных конфессий?

– Я уважительно отношусь ко всем религиям, но не нужно забывать, что в почти тринадцатимиллионной Москве около 80% жителей считают себя православными.

Впрочем, если наберется достаточно активных инициаторов строительства, то появятся и новые святыни других конфессий. Хотя, думаю, жаловаться людям другой веры не приходится. Построена новая соборная мечеть на проспекте Мира – одна из крупнейших в Европе. На Поклонной горе по соседству расположились православный храм, мечеть и мемориальная синагога. В Марьиной Роще возвели синагогу и уникальное здание Еврейского общинного центра, где есть концертный и спортивный залы, библиотека, художественная галерея, интернет-кафе. Принято решение о строительстве буддистского храма.

От идеи возводить церкви по типовым проектам и из типовых конструкций отказались. Почему?

– Время внесло свои коррективы. Пока подыскивали площадки и проектировали восемь проектов храмов повторного применения, народ высказался за максимальное разнообразие и уникальность. И люди правы. Мы строим на века, по этим храмам потомки будут судить об архитектуре нашего времени. Поэтому программные храмы строятся по индивидуальным проектам или по проектам повторного применения. Впрочем, и в данном случае у них одинаковый лишь конструктив, а внешне они все разные.

Еще такой момент: если прежде строились церкви на 200, 300, 500 и 1000 прихожан, то теперь минимальная вместимость храма – 500 человек. Такое решение принял Патриарх. Дело в том, что расходы на строительство храма на 500 и на 200 прихожан не столь сильно разнятся, поскольку в том и в другом случае приходится прокладывать инженерию и коммуникации, подготавливать стройплощадку. К тому же храм на 200 прихожан уже через несколько лет может быть переполнен.

Возводя новые храмы, мы добиваемся эффекта, чтобы одна церковь приходилась на 20 тыс. жителей, проживающих от нее на расстоянии не дальше одного километра.

Сколько храмов было построено в минувшем году?

– Патриарх призвал нас ежегодно вводить в строй 10 храмов и приступать к возведению не меньшего количества новых. В прошлом году нам удалось перевыполнить поставленную задачу. На сегодняшний день на различных стадиях строительства находятся 29 храмов, 25 из них возводятся в рамках программы и четыре – сверх нее.

В общей сложности в рамках программы построены и находятся в работе 232 храмовых комплекса, 192 из них расположатся в границах прежней Москвы и 18 – на новых территориях. Еще 22 церкви построят сверх программы.

Это правда, что МАрхИ теперь выпускает храмовых зодчих?

– Кафедра «Храмовое зодчество» открылась в МАрхИ в 2016 году. На сегодняшний день это единственная кафедра в стране, которая готовит специалистов по проектированию и строительству православных храмов. В прошлом году состоялся первый выпуск магистратуры – дипломы вручили 17 выпускникам.

 Расскажите о наиболее интересных или технически сложных храмах программы. Какие они?

– Почти каждый новый храм по-своему уникален и интересен.

В целом все современные решения опираются на лучшие образцы древнего церковного зодчества. И таких примеров много. Это храм в стиле русского модерна на пересечении Тамбовской и Ясеневой улиц, храм «Воспитание» на Вольской улице, построенный в византийском стиле. Храм при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте.

Необходимо обязательно упомянуть уникальные конструктивные решения при воссоздании храма Преображения Господня на Преображенской площади. Это пример сложнейшей работы многих специалистов – археологов, конструкторов, проектировщиков, строителей. 

Отдельно стоит поблагодарить активные приходы и их настоятелей – настоящих энтузиастов своего дела. Так, на северо-востоке столицы приход под руководством игумена Сергия (Рыбко) фактически построил сразу два храмовых комплекса: в честь Собора московских святых на улице Костромской и в честь Торжества Православия на Алтуфьевском шоссе.

Еще один пример – храм в честь святителя Спиридона на Большой Академической. Он самый большой из строящихся сегодня храмов в САО и в части архитектуры не похож ни на одну из московских церквей. Параллельно с его строительством идут работы и на здании духовно-просветительского центра. Как и храм, он сможет вместить до 1,5 тыс. прихожан.

Словом, работы очень много, и она продолжается.